Справка
по реализации инновационного педагогического опыта воспитателя
Чубовой Инны Владимировны
Тема педагогического опыта
«Школа светофорных наук»
Сущность характеристики опыта.
1.Актуальность и перспективность опыта
- мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Актуальность данной проблемы это обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность. Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного поведения на дорогах.
2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
Обучение дошкольников правильному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать не только с учетом возраста детей, но и с учетом окружающих условий. Работа ведется комплексно, новый материал дается детям с опорой на уже имеющихся знаний. Новизной этого проекта является комплексное использования элементов ранее известных и современных методик.
3.Теоретическая база.
-Программа «От рождения до школы» А.Н.. Вераксы
-«Учим правила дорожного движения» С.В. Игнатова
-«Безопасность на дороге. Беседы с ребенком» В.А. Шипунова
-«Основы безопасного поведения у дошкольников» О.В. Чермашенцева
-«Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я. Степаненкова, М.Ф.Филенко
-«ПДД в детском саду» Н.В. Елжова
-«Дорожная азбука в детском саду» Е.Я. Хабибулина
4.Ведущая педагогическая идея
Важно в доступной форме разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах и транспорте. Обучение протекает планомерно и весь материал усваивается крепко и надолго, именно тогда, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
5.Оптимальность и эффективность средств
Работа должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Обучение детей правилам дорожного движения необходимо проводить в тесном контакте с родителями.
6.Результативность опыта
Систематическая работа с дошкольниками по обучению правилам дорожного движения дают положительные результаты. Наши дети узнают и называют дорожные знаки, знают правила поведения на дорогах, переходят улицу по пешеходным переходам согласно сигналам светофора. Знают виды транспорта, правила его обхода, умеют правильно вести себя в общественном транспорте. Четко определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, анализируют ситуацию и делают соответствующие выводы. Во время прогулок и экскурсий дети могут двигаться колонной по обочине или идти по тротуару, знают места для езды на велосипедах и катания на санках. Проведенные диагностики показали хорошие результаты знаний моих воспитанников.
Информационно – познавательный проект
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Гипотеза:
Повышение мотивации родителей и педагогов по работе обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, будет успешным, если:
а) будет обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста;
б) проведены диагностические исследования интеллектуального уровня детей;
в) проведена разъяснительная и консультативная работа с родителями;
д) будет повышена мотивация родителей и педагогов при работе с детьми по данному направлению работы.
Цели и задачи проекта:
Цель:
- у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Задачи:
- Усвоение детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.
- Закрепление знаний о сигналах светофора.
- Формирование потребности в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения ПДД и воспитать чувство ответственности за свои поступки.
- Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
Планируемые результаты:
- представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
- подвижных игр по ПДД;
- дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
- художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
- занятий, бесед, досугов и развлечений;
- наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- материал “Безопасный путь в детский сад”;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
- родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
- викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
- Создана предметно - пространственная развивающая среда
1 этап: подготовительный
- технической базы. Изучение литературы по проектной деятельности Разработка занятий по правилам дорожного движения. Подготовка литературы, иллюстрированных книг, атрибутов для игр. Анкетирование родителей по данной проблеме. Диагностика знаний детей на начало проекта.
2 этап: основной. Организация работы над проектом.
Теоретическая часть:
1.Занятие: «Знакомство с правилами дорожного движения».
2.Занятие: «Дорожные знаки».
3.Занятие: «Правила для пешеходов и пассажиров».
4.Экскурсия по улице города.
5.Беседа: «Происхождение дорожных знаков».
6.Подвижная игра: «Перейди улицу».
7.Сюжетно – ролевая игра: «Мы – воители».
8.Консультация для родителей: «Берегите жизнь ребенка».
3 этап: «Заключительный».
|
1.Анкетирование родителей по изучению правил дорожного движения.
2.Участие детей в конкурсе рисунков «Мы и дорога».
3.Проведение утренника « Приключения в стране дорожных знаков» с участием инспектора патрульной службы.
Прогнозируемый результат:
|
1.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дорогах;
2.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
3.Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.
Уровень усвоения основ дорожной грамотности
н. проекта к.проекта
низкий уровеь 12 5
средний уровень 68 40
высокий уровень 20 55
Приложение к проекту
Перспективное планирование к проекту " Школа светофорных наук"
Тише. Идет экзамен! |