по патриотическому образованию и воспитанию детей и молодежи
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида
№34 « Мишутка» города Новошахтинска
Подготовил
МБДОУ д/с №34
города Новошахтинска
Тип проекта: тематический. Срок: долгосрочный
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей детского сада.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта и нетрадиционных ( инновационных) форм и методов педагогического воздействия. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к патриотическому воспитанию. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю , к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни, образования и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, любви, свету, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Понимая, что «воспитание – не сумма мероприятий, а мудрое общение», мы стараемся наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, «вернисажи», театральные пятницы, встречи с интересными людьми и т.п.
Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его, это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Оттого, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, музыкальный руководитель совместно с педагогами , используют их в различных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта и Дню Матери.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
Еще один аспект, над которым работает наш коллектив, это знакомство с малой Родиной. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия). Рассказать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем.
Чувство любви к родному краю – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родному краю , можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь исторические корни, самобытность уклада казачества ( региональный компонент), окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства, так как музыка является одним из самых чувственных способов воздействия на душу ребенка. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родного края, а через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувства радости, грусти, нежности, доброты формируется чувство патриотизма.
Понимая, что «воспитание – не сумма мероприятий, а мудрое общение», мы стараемся наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, «вернисажи», театральные пятницы, встречи с интересными людьми и т.п.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
На протяжении многих лет, ведется большая работа по патриотическому воспитанию. Ребята, совместно со студентами проводят памятные акции посвященные Победе в ВОВ, принимают посильное участие в уходе за памятником героя Советского Союза Прокофьева Федора Васильевича, посещают музей училища, экспонаты которого позволяют прикоснуться к истории родного города, края, взращивая гордость за своих героев –земляков, уважение к людям труда, профессии рабочего, любовь к своей малой Родине и стремление сделать Отчизну могучей и независимой. Никогда не забудут ребята совместные « Уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, совместные торжественные линейки, когда под звуки Российского Гимна замирает весь плац и торжественно ввысь поднимается Российский триколор, а вместе со звуками метронома сердца взрослых и детей стучать в унисон. Актуальность проекта:
Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их воспитанию, растет число неполных, асоциальных семей. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Восполняя нехватку общения с взрослыми и сохраняя связь поколений по вопросам патриотического воспитания, наше образовательное учреждение тесно сотрудничает с ГБОУ НПО РО ПУ №58 города Новошахтинска. Проблема проекта:
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности:
в игре, посвященной профессиям защитников отечества;
при беседах, где активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла;
в музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество.
в танцевальной деятельности, при исполнении маршевой композиции с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение.
Всё это позволяет ребёнку проникнуться наиболее глубоко чувством патриотизма. Цель проекта:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных - патриотических ценностей. Создание в социуме и дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Исходя из того, что патриотическое образование и воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый комплекс задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам ( региональный компонент);
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
формирование патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Участники: педагоги, дети, родители, студенты и педагоги
ГБОУ НПО РО ПУ №58 города Новошахтинска Новизна проекта
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена вариативность и интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительное искусство и тесное взаимодействием с социумом. Создание в социуме и дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ожидаемые результаты:
Данный проект предоставляет детям возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к истории родного края, национальной культуре.
Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить. Использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, почувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем.
Приобрести необходимый личный опыт общения с людьми разных поколений, вовлечь в систему патриотического воспитания родителей и общественности.
Таким образом, проектная модель патриотического образования и воспитания позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к непрерывному патриотическому образованию и воспитанию.;
. Осуществление проекта (описание): 1 этап – диагностико – организационный (предварительная работа):
подбор и изучение методической литературы и интернет-ресурсов, разработка форм и методов работы, подготовка материала
Изучение литературы, подготовка материала, разработка плана - графика 2 этап – организационно – практический . План-график по реализации проекта по патриотическому воспитанию детей в МБДОУ д/с №34
Время проведения
Социально -
коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественно –
эстетическое
Физическое
Развитие
сентябрь
1
Чтение литературы о Ростовской области( карта местности, рельеф, полезные ископаемые).
Презентация
«Люблю тебя,
мой Дон родной»
2
Экскурсия в городской парк
Беседа о земляках, погибших в годы ВОВ
Выставка рисунков
« Мы помним вас!»
3
Торжественная линейка, посвященная трагедии в Беслане (на базе ГБОУ НПО РО ПУ №58 города Новошахтинска )
октябрь
1
Донская степь осенью ( слайды
иллюстрации, видеозарисовки)
2
Пленер « Золотая осень
на Дону»
3
Обычаи донских казаков:
Беседы, встреча с казаками, традиционная кухня, слушание
казачьих песен в записи
Подвижные
игры казаков
4
Растительный мир Донского края
5
Составление гербариев, флористических коллажей.
Экскурсия
6
Посещение музея при НИТТ №58 города Новошахтинска
Экскурсия
ноябрь
1
« Моя семья» ( чествование многодетных матерей)
Выставка «Портрет мамы»
2
Презентация « Притча о матери»
3
Праздник Матери
Концерт для мам
Показ слайдов « Мама
глазами
детей»
декабрь
1
Презентация « Москва – столица нашей Родины»
2
Презентация «Ростов –на –Дону - город воинской славы»
3
День памяти неизвестного солдата ( чтение стихов, слушание песен военной тематики, презентация « Имя его неизвестно…»
январь
1.
Рождественские вечерки
Зарисовки, гадания, игрища, катание с горки, на санках, взятие снежной крепости, колядки, щедровки
2
Презентация «Я и мои права»( герои
мультфильмов знакомят детей с Конвенцией
о правах ребенка)
3
Труд людей ( профессии нашего города)
4.
День рождения моего
города ( виртуальное
путешествие по городу)
Музыкально – литературная композиция « 206
дней тьмы» посвященная 74 летию
со дня освобож-
дения Новошахтинска
3.
« Молодецкие игры» (на базе НИТТ №58
города Новошахтинска ) посвященные Дню защитника Отечества
4
Масленица на Дону
март
1
Весна на Дону ( стихи, рассматривание
картин, видеозарисовки)
2
Международный женский день – утренник
Изготовление
подарков маме
апрель
1
Презентация « Земля - мой Дом
посвященная Дню Земли
2
Акция « Украсим Землю цветами» ( совместно с родителями)
Май
1
Вахта памяти к 72летию Победы в Великой Отечественной Войне
2
Презентация « Они не вернулись из боя», посвященная героям – новошахтинцам.
Возложение цветов к памятнику героя Советского Союза Прокофьева Федора Васильевича
Конкурс
Рисунков на асфальте
« Нет войне»
3
Беседа со старшими дошкольниками
«Они живут в
наших сердцах»
4
Участие в фестивале
«Мир начи-
нается с
детства»
5
Фотовыставка « « День Победы в моей семье»
Конкурс детских рисунков
« Победный май»
6
Литературно- – музыкальная композиция по произведениям детских поэтов и писателей, посвященных Великой Отечественной войне.
7
Торжественная линейка и урок
мужества, посвященные 72летию
Победы, встреча с ветеранами ,
флешмоб ( исполнение песни
«День Победы» воспитанниками МБДОУ д/с №34
и студентами НИТТ58
на базе НИТТ №58 города Новошахтинска )
3 этап Итогово - аналитический ( заключительный ( май 2017года)
Анализ проекта и разработка перспективы развития проекта.
Творческий отчет по проекту ( фотоархив)
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Основные темы мы приурочивали к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того, мы объединяли в одну тему занятия не только познавательного характера, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью, тем самым обеспечивая интеграцию всех видов детской деятельности.
Итоги работы над проектом представлены во время общих праздников, семейных развлечений, выставок. Сотрудничество педагогов, родителей МБДОУ д/с №34 и ПУ№58 является важнейшим фактором в формировании нравственно-патриотической личности. Заповеди, на основе которых строим работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;