ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА
На всех этапах урока, да и во внеурочном общении, учащиеся должны слышать из уст учителя речь правильную, точную, выразительную, чистую, богатую, уместную. Остановимся подробнее на характеристике перечисленных коммуникативных качеств речи. ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Правильность – это обязательное первостепенное качество любой речи, и речи учителя в особенности. Слушая педагога, ученики не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или из-за нестандартно построенной фразы. Какая же речь называется правильной?
Правильная – это такая речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Понятие «норма» является одним из главных в теории культуы речи.
Норма литературного языка – это закрепившийся, общепринятый в языковом коллективе вариант произношения, грамматики и словоупотребления. Понятие нормы включает правила: ударения, произношения, образования слов и их грамматических форм, сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения, написания слов и постановки знаков препинания, употребления слов и устойчивых сочетаний.
Педагогу важно усвоить все типы норм:
- акцентологические (правила ударения);
- орфоэпические (правила произношения);
- лексические (правила словоупотребления);
- словообразовательные (правила образования слов);
- грамматические (правила образования грамматических форм и сочетаний слов и объединения их в предложения);
- орфографические (правила написания слов);
- пунктуационные (правила постановки знаков препинания).
Особенно часто нарушаются акцентологические нормы. Русское ударение – явление сложное, так как оно разноместное – может падать на любой слог. Например, в словах учит, учеба, ученик ударение падает соответственно на первый, второй и третий слоги. Кроме того, ударение бывает подвижным и неподвижным. Подвижным называется ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, например: ведомость – ведомостей – ведомостями; в слове созыв – созыва – созыву – созывом – о созыве ударение неподвижное.
Чтобы избежать акцентологических ошибок, необходимо обращать внимание на тип ударения (особенно в незнакомом слове), запоминать слова, которые имеют неподвижное ударение на корне (блюдо – блюдами – о блюдах) или на окончании (графа – графами – о графах), а также слова, имеющие подвижное ударение (вензель – вензелю – вензелям – вензелями). Нужно запомнить закономерности в постановке ударения в прилагательных в краткой форме и сравнительной степени.
Много ошибок вызывают краткие формы прилагательных, например: близко или близко?
При затруднении следует вернуться к полной форме прилагательных – близкий. В краткой форме мужского рода и среднего рода ударение сохраняется на основе, т.е. по аналогии с полной формой, - близок, близко, и только в женском роде оно падает на окончание – близка.
При постановке ударения в прилагательных сравнительной степени действует правило: если в краткой форме ударение на основе – красиво, лилово, то оно сохраняется – красивее, лиловее.
Во многих глаголах прошедшего времени трудности ударения связаны с формой женского рода. Нормой является ударение на окончании: брать – брал – брало – брала.
Нарушение акцентологических норм может привести к искажению смысла высказывания, кроме того, создаст невыгодное впечатление об авторе речи.
Качество речи определяет также правильное произношение. Русская орфоэпия включает правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, особую трудность представляет произношение иностранных слов, так как нередко они несут следы влияния родной языковой системы.
В словах иноязычного происхождения чаще всего согласные б, в, м, п перед е произносятся мягко: бенефис, вернисаж, период. Согласные т, д, з, с, н, р перед е обычно произносятся твердо: генетика, детектив, тембр, пантеон.
Нарушение лексических норм не только грозит неясностью, неточностью выражения мысли, но и может создать комический эффект: «Нельзя усугублять эту ошибку, а надо спокойно, с верой в силы школы браться за ее укрепление».
Правильная речь педагога предполагает соблюдение грамматических норм. Грамматические нормы – это правила употребления морфологических норм, разных частей речи и синтаксических конструкций, поэтому грамматические нормы делят на морфологические и синтаксические.
Соблюдение морфологических норм требует правильного образования грамматических форм слов, относящихся к разным частям речи. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в речи педагога грамматические ошибки, связанные с употреблением имен существительных. Трудности вызывает выбор рода у таких слов, как евро, гуашь, коммюнике, туфля и т.п. Можно услышать, например: «черный гуашь», «узкий туфель», что является грубой ошибкой.
Во избежание грамматических ошибок при определении рода несклоняемых существительных необходимо помнить:
1) большинство существительных иноязычного происхождения, обозначающих неодушевленные предметы, относится к среднему роду, кроме исключений: сирокко – м.р. (пронзительный сирокко); кольраби, салями – ж.р. и некоторые другие.
2) существительные, обозначающие животных, птиц, насекомых и т.д., относятся к мужскому роду вне зависимости от пола (маленький пони, подвижный шимпанзе). Исключения составляют: колибри – ж.р., иваси – ж.р., цеце – ж.р. и некоторые другие существительные, относящиеся к женскому роду.
3) существительные, обозначающие лиц, могут быть и женского (опытная крупье, старая леди), и мужского рода (опытный крупье, мой визави) в зависимости от пола обозначаемого лица;
4) род существительных, обозначающих географические названия, названия органов печати, определяется по родовому понятию: (остров) Капри – м.р., (река) Миссисипи – ж.р., (газета) Таймс – ж.р.
Форму мужского рода сохраняют существительные, обозначающие профессию, звание, должность лица независимо от пола: хирург Иванова, доцент Петрова.
Синтаксические нормы предусматривают правильное построение словосочетаний и предложений. Часто нарушаются правила согласования и управления, например: «Т. Николаева – одна из видных музыкальных педагогов» вместо «Т. Николаева – один из видных музыкальных педагогов»; «указать о необходимости» вместо «указать на необходимость». Встречается ненормативное построение с предлогом по вместо других предлогов или беспредложных конструкций: «доклад по работе» вместо « доклад о работе»; «руководство по освобождению Сталинграда» вместо «руководство освобождением»; «план по вводу» вместо «план ввода».
Нарушение синтаксических норм создает возможность двоякого понимания текста: «Педагогические советы учителя расценивают по-разному в зависимости от их уровня. Эти встречи, беседы еще больше сдружили старшеклассников с учителями, подняли их авторитет».
Неправильное построение предложений может сделать учителя смешным в глазах детей: «Люди, пытающиеся это сделать, которые проявили мужество, заслужили наше уважение». Как видим, пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к нарушению логической связи и последовательности мысли.
Грамматическая правильность или ее нарушение позволяет судить об уровне образованности человека, создает его определенный имидж. Нельзя рассчитывать на то, что дети не заметят ошибки. Знание норм литературного языка придаст учителю уверенность. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ
Точная речь – это такая речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
Существует проблема точного соответствия мысли отражаемому фрагменту реальной действительности. Речь точна, если она представляет собой именно то, что должно быть сказано для адекватного отражения действительности. Если говорящий плохо знает действительность (предмет речи), то он исказит ее, и его речь не будет точной. Знание предмета речи (обозначаемой реальной действительности) – условие экстралингвистическое, т.е. лежит за пределами языка, но оно обязательно. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Выразительная речь – это такая речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.
Какие же структуры языка участвуют в создании выразительности?
Выразительность могут нести единицы языка всех уровней. Можно говорить о выразительности произносительной, акцентологической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, интонационной, стилистической. Выразительно все, что задевает внимание, все необычное, неожиданное, то, что выделяется на привычном общем речевом фоне.
От чего зависит выразительность речи отдельного человека? Главное условие – это самостоятельность, творческий характер мышления. Также очень важна психологическая установка говорящего: неравнодушие, интерес к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит.
Еще одно условие – это хорошее знание языка, его стилистических ресурсов, выразительных возможностей. ЧИСТОТА РЕЧИ
Чистая речь – это такая речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Трудно уследить за мыслью учителя, тем более поддаться ее воздействию, если учащимся приходится «продираться» сквозь речевой мусор. Что же засоряет речь? Это слова – паразиты, или слова – сорняки: значит, ну, вот, так сказать и другие слова, не несущие смысловой нагрузки, часто и неуместно употребляемые.
Засоряют речь и слова, запрещенные этическими нормами общения, - вульгаризмы, т.е. слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какие – то предметы, явления жизни и унижающие достоинство человека; жаргонизмы – слова и словесные обороты, применяемые в узком, замкнутом кругу, часто не понимаемые людьми непосвященными.
Непонятны могут быть ученикам местные слова – диалектизмы, регионализмы. Их употребление также противоречит требованиям чистоты речи, но часто, освещая региональный компонент знания, учителя их используют. В этом случае ученики должны получить исчерпывающую этимологическую справку, подробное толкование слова.
Говоря о чистоте речи учителя, о вкраплении в нее нелитературных элементов, следует заметить, что в этом проявляются неумение ясно мыслить, подбирать нужные слова и бедность его словарного запаса. БОГАТСТВО РЕЧИ
Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. Богатство языка не обеспечивает и не подразумевает богатства речи человека. Ведь каждый по- разному использует предоставляемые языком возможности. Можно говорить о лексическом богатстве речи в том случае, если слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже.
Многозначность лексики – неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления значения слова. Именно в речи, в определенном контексте реализуются разнообразие и обновление словесных связей, т.е. у слова появляются новые оттенки в значении благодаря обновлению связей между словами, так проявляется семантическое богатство речи.
Наряду с лексическим и семантическим богатством выделяется еще один аспект богатства речи – синтаксический. Для выражения одной и той же мысли говорящий может использовать то многообразие синтаксических структур, которое предоставляет грамматическая система русского языка (предложения простые и сложные, полные и неполные, сложносочиненные и сложноподчиненные, бессоюзные сложные и т.д.).
Богатство речи не исчерпывается указанными пластами и аспектами употребления языка: оно предполагает и информативную насыщенность речи, и ее текстовую организацию, и динамику, и интонационное богатство, тесно связанное с лексическим и семантическим (правда, это свойство может быть ярко выражено только в речи звучащей). УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ
Уместная речь – это такая речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения.
Выбор языковых средств производится с учетом темы сообщения, т.е. отобранное слово должно формировать мысль, отвечать целевой установке говорящего, его отношению к излагаемому, должно отбираться с учетом аудитории, в соответсвии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учетом тех условий (времени и места), в которых это общение протекает. Уместность речи – это качество функциональное и предполагает знание стилей литературного языка, тех языковых средств и приемов их организации, которые отличают каждый из этих стилей. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Созвонимся, картофелина, клещи, компас, сироты
Выберите правильную форму слов
Манжет – манжета, мы хотим – мы хочем, много полотенцев – много полотенец
Расставьте ударение
Коклюш, комбайнер, коллеж, коромысло, крапива
Образуйте форму родительного падежа множественного числа
Мечты, пальто, чулки, носки
Расставьте ударение
Красивее, кулинария, кухонный, ледник, логопедия
Выберите правильную форму слова
Пожарный – пожарник, помочи – помоча, много джинсов – много джинс
Рефлексия, рыбина, паралич, страховщик, перчить
Образуйте форму род.п., мн.ч.: дела, места, куры
Исправьте ошибку в предложении
Ребенок вернулся со школы.