Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения искусства;
-у ребенка развита крупная моторика; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в слове, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развиты крупная и мелкая моторика;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. По программе «Радуга» в соответствии с ФГОС в раздел «Речевое развитие» включены следующие аспекты:
1. Факторы, влияющие на развитие речи:
- здоровье (головной мозг)
- педагогические факторы (методики)
- социальные факторы (отношение к речи в государстве, семье, обществе) 2. Условия, от которых зависит качество и результативность речевого развития
- знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка
- использование разнообразных форм работы с детьми
-правильная организация взаимодействия с семьями воспитанников
- интеграция с различными образовательными областями
- создание развивающей среды 3. Анализ результатов диагностики
Педагоги определяют слабые и сильные стороны речи каждого ребенка. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и семье. Именно эта информация становится содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей. В то же время, это готовый перспективный план работы с конкретным ребенком. 4. Формы организации речевого развития
- регламентированные формы
- нерегламентированные формы
-самостоятельная деятельность детей
Все три формы определяются типом взаимоотношений участников педагогического процесса. Так, в регламентированных формах основой является взрослый (педагог), в нерегламентированных формах подразумевается увлекательное общение ребенка с воспитателем на позиции сотрудничества, в самостоятельной деятельности приоритет отдается детям.