«РАЗВИТИЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Каждый ребенок – поэт, и
учителю важно ввести его
в мир творчества.»
В. Сухомлинский
Современные концепции специального дошкольного образования базируются на личностно-ориентированном подходе к ребенку, который требует изменения традиционного педагогического мировоззрения: главным действующим лицом становится личность ребенка с его возможностями, актуальными потребностями, раскрытие его личностного творческого потенциала.
Творческое начало в человеке, его потребность в созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном детстве. В этой связи развивать творчество у детей необходимо как можно раньше. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношения с окружающими. Речь, являясь средством общения, помогает ребенку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс его личностного развития.
Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обладают особым языковым чутьем, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс, доставить себе удовольствие, дают возможность пережить ситуацию успеха.
Как и с какого возраста необходимо начинать работу по развитию словесного творчества у детей? Какие методы и приемы педагогического сотрудничества с детьми являются наиболее эффективными? Возможно ли любого ребенка научить сочинять стихи и загадки? Подобные вопросы нередко встают перед педагогами.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать способности подбирать рифму, сочинять загадки, пословицы и поговорки. Эта работа будет способствовать развитию речи у детей в целом, что обеспечит их успешную адаптацию к дальнейшему обучению в школе.
Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но редко. Отчасти это можно объяснить незначительным количеством вариантов игровых упражнений. Это, в основном, подбор созвучных слов и часто встречающаяся игра «Доскажи словечко». Ограниченное количество целей и задач, реализуемых в этих играх, также объясняет небольшой интерес к ним со стороны педагогов.
Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма – категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объясняет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смысловые связи между словами – таким образом, фонетика рождает мысль».
Начинать играть в игры серии «Подбери рифму», используя несложные варианты, можно уже с детьми 5 лет и продолжать на протяжении всего учебного года с детьми подготовительной к школе группы.
Знакомить дошкольников с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н.Носова. А подбирать рифмы можно разными способами:
1. Подбирать созвучные слова устно или по картинкам: Зайка – сайка; глобус – автобус
2. Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете: Бычок – бочок; коза – глаза
3. Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названием части предмета, изображенного на второй картинке: Мышка – кастрюля (крышка); уха – луковица (шелуха)
4. Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому:
А) назвать предмет обобщающим словом: Подушка – кукла (игрушка); дверь – медведь (зверь)
Б) подобрать к названию предмета синоним: Кошка – корзина (лукошко); полка – корзина (кошелка)
В) дать предмету меткую характеристику: Лейка – Баба Яга (злодейка); морковка – лиса (плутовка)
Г) подобрать метафору: Банка – руль (баранка); листья – метла (Анисья)
Д) рифма может отражать отношения и связи между объектами: Кости – дети (гости); ручка – девочка (внучка)
5. Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:
А) кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке: Барабан – ягненок (баран); носорог – молоко (творог)
Б) кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке: Леденец – ворона (птенец); пена – Буратино (полено)
6. Название первой картинки рифмуется с названием предмета на второй картинке в уменьшительной форме: Кошка – рыба (рыбешка); кольцо – пальто (пальтецо)
7. Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок):
А) образовывать множественное число существительных: Топор, шар. Топоры – шары; Банка, танк. Банки – танки.
Б) образовать новые слова с помощью суффиксов: Флаг, утюг. Флажок – утюжок; Мальчик, шапка. Мальчонка – шапчонка
8. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным: Горошины – взъерошенный, лопаты – лохматый.
9. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом: Акула – нырнула; синица – снится
10. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с наречием: Шоколадка – сладко; слониха – тихо.
Для того, чтобы подобрать рифму в каждом конкретном случае, ребенок должен произвести определенное умственное действие. Например, для того чтобы подобрать рифму к слову «подушка», надо назвать куклу по-другому. Ребенок должен догадаться, что ее можно назвать обобщающим словом «игрушка». В другом случае, чтобы получить рифму, ребенок должен подобрать синоним к данному названию предмета. Например, корзину можно назвать и лукошком, и кошелкой. Предмет можно метко охарактеризовать. Лису можно назвать плутовкой, злодейкой. Бабу Ягу можно назвать злодейкой, а еще колдуньей. Для дошкольников эти задачки непростые, но разрешимые.
Упражнения и игры серии «Подбери рифму» решают следующие задачи:
-развитие у детей умения выделять части из целого предмета, а также уточнение их названия;
-обучение детей способам образования слов с помощью различных суффиксов;
-закрепление познавательных сведений о профессиях, животных и т.д.;
-развитие логического мышления дошкольников;
-развитие фонематического слуха и звукового анализа у детей; умения постановки ударения в слове;
-совершенствование слоговой структуры слова.
Игры серии «Подбери рифму» можно включать в занятия по развитию речи или проводить отдельно. Для них требуется большое количество красочных предметных картинок. Начинать надо с простых вариантов, постепенно усложняя задание. Перед началом игры педагог обязательно должен уточнить название всех предметов, изображенных на картинках. В зависимости от варианта игры картинки располагаются парами, группами или по одной, затем объясняется правило, дается образец ответа. Подобрать рифм можно бесчисленное множество, но перегружать детей информационным материалом не стоит. Достаточно взять по паре картинок на ребенка в одном игровом упражнении. Во время проведения игры нужно умело подводить детей к отгадке, но ни в коем случае не называть сразу же ответ. Если дети не смогли подобрать рифму, то к этим картинкам можно вернуться на другом занятии. Игры с рифмами содержат в себе соревновательный элемент, требуют быстроты мыслительной реакции, эмоционального напряжения, способствуют концентрации внимания, умению извлекать из памяти нужное слово. Задание найти рифму в самом предмете или по его части хорошо тренирует восприятие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вариант №1
В этом варианте игры картинки, подобранные к занятию, разделите на две части. К названию картинки из первой группы подберите рифму из второй группы картинок. Первая группа картинок: кошка, пушка, шкаф, клубок, осел, петух, старик, крыжовник, кукуруза, скалка, дом, светофор, дикарь, русалка, бегемот, прищепка, мартышка, василек, дельфин, замок. Вторая группа картинок: картошка, подушка, жираф, колобок, козел, лопух, парик, шиповник, медуза, скакалка, гном, мухомор, букварь, фиалка, плот, кепка, пустышка, кошелек, графин, теремок.
Вариант №2
Рифма «спряталась» в самом предмете. Картинка Рифма
Оса Полоса
Пес Нос
Сова Голова
Хрюшка Рюшка
Барашек Кудряшек
Синица Птица
Ковер Узор
Сетка Клетка
Цветок Лепесток
Чебурашка Мордашка
Вариант №3
Картинки располагаются парами. Название первой картинки рифмуется с названием части предмета, изображенного на второй картинке. Картитнка картинка рифма
Робот слон хобот
Сковорода Дед Мороз борода
Картина свинья щетина
Сачок платье воротничок
Грядка юбка складка
Ватрушка ель верхушка
Мочало сказка начало
Кувшинка одуванчик пушинка
Удав рубаха рукав
Спицы Мальвина ресницы
Скрипка гном улыбка
Краски лиса глазки
Шишка капуста кочерыжка
Варенье стул сиденье
Огурец клубок конец
Паровоз Буратино нос
Консервы человек нервы