Хорошим подспорьем в индивидуальной работе с детьми стали книги «Школа для родителей», «Готов ли ваш ребенок к школе?», тесты для подготовки к школе А. Герасимова, « Готовность, к школе» Жданова Р.А., «359 упражнений для подготовке детей к школе» О.В. Узорова Е.А. Нефедова, «Энциклопедия подготовки к школе» Академия дошкольных наук (развивающая среда), «Учимся считать, учимся читать», «Учись играя» МА. Барташникова, «Интеллектуальные игры для детей» Шпарева Г.Т., Игровые задачи» З.А. Михайлова, «Умные игры и умные дети», «К школьной жизни готов» В.Г. Каменская СВ. Зверев и др.
В ДОУ имеется библиотека методической литературы, пособия для индивидуальных и групповых занятий, которые постоянно пополняются новинками. Копилка технологий, игр, разработок регулярно обновляется и пополняется.
В соответствии с возрастными возможностями детей МБДОУ педагоги создали условия для интеллектуального развития дошкольников. В коллективе идет постоянный поиск новых форм, методов развития элементарных математических представлений детей. На практике педагоги используют развивающие технологии, связанные с дидактической игрой, экспериментированием, проблемными ситуациями, моделированием, ТРИЗ. В группах оформлены познавательные и экспериментальные уголки (числовой и буквенный фризы, имеются сосуды, емкости для пересыпания и переливания, мерные стаканы, приспособления для определения ширины, высоты, объема, веса и т.д.) Это создало условия для познавательного развития детей: они участвовали в разрешении проблемных ситуаций, в проведении опытной работы, экс периментировании. Заметна тенденция повышения уровня развития детей (см. приложение).
Педагоги обеспечивали условия для развития естественно — научных представлений в соответствии с возрастными возможн остями. Рассказывали о земном шаре, знакомили с глобусом, географическими картами. Особое внимание уделялось знакомству детей с техническим прогрессом.
Реализуя интеграцию образовательных областей (в рамках ФГТ), детский сад особое внимание уделил образовательной области « Безопасность», в частности профилактике дорожно-транспортных пришествий и формирования у детей правильного поведения на улицах города. Закономерным результатом большой систематической, цел е напра в л е н н о й работы нашего детского сада по изучению Правил дорожного движения стала победа на областном конкурсе «Творчество и профессионализм во имя безопасности», который проходил в городе Шахты
Реализация задач по воспитанию основ экологической культуры дошкольников - одно из важных направлений деятельности МБДОУ.
Содержание экологического воспитания включало два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Отношение.. к окружающему миру - конечный результат экологического воспитания. Формы работы: занятия, экскурсии, походы, маршруты в природу, природоохранные акции («Поможем птицам», «Чистодвор», «Украсим землю цветами» и др.) и игры.
В детском саду «Ми шутка» в работе по экологическому воспитанию использовалась методика С.Н. Николаевой «Юный эколог». В МБДОУ созданы условия для э кол о ги ч еско го воспитания детей. В каждой группе есть эколо г и чески й уголок: дети сажали растения, ухаживали за ними, («огород на окне», календари и дневники наблюдений). Экологическое воспитание осуществлялось и через различные календарю) - обрядовые- праздники («Масленица», «Сорок сороков»). Это способствовало восстановлению естественных связей ребенка с природой и духовным наследием народа. <-
Речь - это показатель развития уровня мыслительных процессов личности. Обучение детей связной речи осуществлялось в специально орган и зова н н ых видах деятельности и в повседневной жизни. На занятиях использовались разнообразные игры, упражнения, направленные на развитие у детей ком му н и кативно - речевых способностей. Формирование умения ребенка общаться со взрослыми, сверстниками, развитие монологической и диалогической речи - первостепенные задачи, над которыми работали педагоги.
Коррекционная работа по исправлению нарушений речи у дошкольников в МБДОУ д/с № 34 в 2012-2013 учебном году проводилась на основе комплексной диагностики, которая, которая помогла осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре речевого дефекта, возрасту ребенка. В группах развивающая среда создана так, чтобы способствовала активному взаимодействию детей друг с другом и побуждали их к общению в различных видах деятельности. Речевая работа с детьми строилась на основе результатов диагностики и рекомендаций городского логопеда.
Коррекционно - развивающая- работа строилась на основе теорий научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка. По итогам диагностики, были скомплектованы подгруппы для логопедических занятий, составлены индивидуальные коррекционные программы. Был намечен перспективный план работы, выделены основные задачи коррекционной работы.
Предпочтение отдавалось индивидуальной работе. В коррекционной работе использовались методики и технологии Н.И. Кузьминой, И.Б. Карелиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой. Р. И. Лалаевой, Е. Л. Пеллингер, Т.А. Ткаченко Н.В. Пищевой, О.И. Крупенчук, О.И. Ястребовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С.Жуковой.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строилось с учетом ведущих линий речевого развития — фонетики, лексики, грамматики, связной речи — и обеспечило интеграции речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.
Реализация этой установки обеспечивалась гибким применением традиционных
и нетрадиционных средств развития: кукло- и сказкотерапии, кинесиологии мозга,
психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики,
релаксации, логопедической ритмики. -
По реализации коррекционной программы в МБДОУ осу шест вл ял ос ь тесное взаимодействие педагогов: воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога - психолога, физ. инструктора. В начале учебного года был разработан перспективный план комплексных коррекционно-развивающих занятий, которые проводились 1 раз в неделю. Контроль за проведением этих занятий и помощь в коррекционно - образовательном процессе осуществлялаеь коррекционно - педагогическим консилиумом.
Содержание коррекционной логопедической работы было адаптировано к комплексной образовательной программе " Радуга" в виде перспективно-тематического плана. Для закрепления приобретенных детьми знаний, речевых умений и навыков коррекционная работа синхронно включалась в содержание работы практически всех специалистов. Взаимосвязь логопеда с педагогами заключалась в логопедизации режимных моментов и занятий.
В течение всего года поддержи вал ась взаимосвязь с семьей. По запросам родителей, в процессе коррекционной работы давались консультации: «О возрастных нормах и отклонениях развития детской речи», «Необходимость развития мелкой моторики», проводились индивидуальные встречи и беседы, показ индивидуальных занятий. В каждой группе оформлены консультациейные уголки для родителей.
Для повышения профессионального мастерства в течение учебного года изучались разработки Института коррекционной педагогики РАО («Воспитание речевого слуха у детей с ОНР» Е. Черкасова и др.), «Разноцветные сказки» и « Развивающие сказки» Н.В. Нищевой.
Психокоррекционная работа дала позитивные результаты, благодаря комплексной работе с родителями, узкими специалистами, воспитателями, детьми. Поставленные задачи: смягчить эмоциональный дискомфорт, повысить активность, самостоятельность, устранить вторичные личностные реакции, обусловленные эмоциональными нарушениями (агрессивность, повышенная возбудимость, эгоцентризм, тревожная мнительность), скорректировать самооценку, уровень самосознания, сформировать эмоциональную устойчивость саморегуляцию реализованы. Но на достигнутом не намерены останавливаться - пути совершенствования еще не исчерпаны. В будущем году необходимо включить всех детей ст.группы в группу по снижению агрессии, сверхактивности, повышение самооценки, устранение страхов.
Подготовлены материалы к семинарам: «Организация здоровьесберегающей деятельности в МБДОУ», « Развитие творческих способностей через конструктивную деятельность», « Анализ диагностического обследования детей», обсуждение индивидуальных педагогических маршрутов («Зона ближайшего развития»), «Творческий потенциал детей» и другое.
В течение учебного года подготовлены консультации для воспитателей, которые были актуальны в этот период: « Профилактика жестокого обращения с детьми», «О готовности детей к обучению в школе», «Методика обследования уровня развития детей», « Я все сумею» (ориентировка педагога на успех) и др.
В течение учебного года в детском саду работала радиогазета для родителей и сотрудников. У каждого специалиста есть своя страничка. Темы самые различные, но отвечающие сегодняшним событиям в стране, городе, детском саду, затрагивающие проблемы наших воспитанников, помогающие решать проблемы, возникшие у родителей.
Успешно вплетались во все сферы образовательного процесса и использовались для коррекции и укрепления здоровья детей:
• Игротерапия
• Сказкотерапия
• Психоги мнастика
• Музыкатерапия
• Арттерапия
• Личностно - развивающее взаимодействие Набирает темп работа коррекционного консилиума.
Задачи художественно - эстетического направления решались в течение года.
Анализ показал, что в МБДОУ созданы условия для развития музыкальной деятельности. Развитие творческих способностей и музыкально-ритмических движений осуществлялось адекватно возрасту с учетом индивидуальных особенностей детей. Педагоги поощряли исполнительское творчество детей, предоставляя им право выбора средств самовыражения в процессе занятий музыкальной деятельностью. В ДОУ есть полифункциональный музыкальный зал, который оснащен техническими средствами (магнитофон, проигрыватель, DVD- player, телевизор), есть музыкально - дидактические пособия для проведения фронтальных, групповых или индивидуальных музыкальных занятий и детские музыкальные инструменты, для развития элементарного музицирования по системе К. Орфа.. В каждой группе есть музыкальные уголки.
Педагоги создали условия для развития у детей познавательных музыкальных способностей (музыкального, звуковысотного, тембрового и динамического слуха, работали над развитием чувства ритма (использовали музыкальные дидактические игры). Большое внимание уделялось развитию у детей певческих способностей, овладению детьми элементарной игрой на музыкальных инструментах (металлофон, бубен, орфовские шумовые инструменты) осваивались и закреплялись с детьми музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки, дети приобщались к мировой и национальной музыкальной культуре, знакомились с произведениями классической музыки (организовывались прослушивания музыкальных произведений, беседы об их содержании, и т.п.). Музыка органично включалась в различные виды деятельности (при проведении зарядки, на занятиях изобразительной деятельностью, при организации режимных моментов так же использовалось соответствующее музыкальное сопровождение (колыбельная перед сном, веселая музыка на прогулке и пр.), что позволило более активно развивать представления у детей о различных видах музыкального искусства (опера, балет и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальс, марш, колыбельная и пр.).
Большое внимание уделялось развитию импровизаций детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр. (побуждали детей передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.). Детям предоставлялось право выбора средств для импровизации и самовыражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности — пение, танец, ритмические движения и пр.).
Особенно эффективным для развития музыкального творчества детей можно назвать интеграгивный подход в коррекционном развитии музыкальности детей. Использовалось сочетание разных видов деятельности — музыкальной, и зоб разите л ьной, художественно-речевой, игр-драматизации и т.п.
Как показала диагностика развития музыкальных способностей детей, педагоги добиваются стабильно - положительной динамики в развитии музыкальных способностей.
В ДОУ создана музыкальная среда, способствующая эстетическому развитию и эмоциональному благополучию, детей.
Анализ показал, что в своей работе педагоги реализуют индивидуальный подход в организации музыкальной деятельности детей.
Все это позволило скорректировать индивидуальную работу по музыкальному развитию, определить пути реализации годовых задач по музыкальному воспитанию и выработать конкретные рекомендации для взаимодействия специалистов МБДОУ.
Организация музыкальных зон обеспечила эффективный рост уровня музыкальности, интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей.
Музыкальные уголки пополнились новым дидактическим и игровым материалом, (шумовыми музыкальными инструментами ). Это дало возможность детям расширить свои творчески возможности, что способствовало активному взаи модействию детей друг с другом и с воспитателями, послужило новым толчком для творческого проявления. Большое внимание уделялось и пропаганде музыкальной культуры среди родителей. Функционировали стенная газета «Музыкалия», в которой знакомили родителей с музыкальной жизнью МБДОУ и их группы, давались рекомендации по различным аспектом музыкального образования. Существует отдельная рубрика («Музыкальная палитра») и в радиогазете.
Педагоги МБДОУ использовали для развития музыкальности программы Дороновой
«Радуга», К.В.Тарасовой "Гармония", Т.Э. Тютюнниковой -.•■« Элементарное музицирование», О.П. Радыновой « Музыкальные шедевры».
В целях дальнейшего совершенствования работы по развитию музыкальной деятельности, в новом учебном году, МБДОУ постарается реализовать следующие
задачи:
• создание условий, предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
• творческое развитие его природной музыкальности;
• высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
• помочь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
• шире использовать обучающие игры (театрализованные, дидактические) как средство обогащения социального опыта детей;
• совершенствовать методы организации музыкальной деятельности Н.В .Корчалоской.
Педагоги приобщали детей к миру прекрасного, учили видеть красоту в окружающих предметах и явлениях, развивали у детей эстетические чувства, представления, своими руками создавали прекрасное, давали возможность пережить радость творчества, получать удовольствие от творческой деятельности.
Это работа велась в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского сада, в ознакомлении детей с произведениями искусства и в развитии художественных способностей.
Формы работы: занятия и кружковая работа.
Педагоги включали в педагогический процесс игры, игровые ситуации, игровые приемы, что являлось эффективным условием развития детского творчества.
В 2012-2013 уч. году работали кружки (театрализован ная деятельность), (поделки из природного материала), «Счастливый малыш» (хореографическая студия), « Грация» (художественная гимнастика).
В кружке "Росток" дети научились использовать жесты и мимику, владеть голосом при передаче характера и образа исполняемого персонажа. У детей в течение года формировалось чувство красоты, развивался слух, формировалось ориентировка в пространстве, дружеские взаимоотношения. Были поставлены спектакли: "Три поросенка", "Новые приключения Зх поросят", "Семеро козлят на новый лад", "Путешествие в Лукоморье", «Огниво», «Пых», « Руковичка» « В стране дорожных знаков».
В кружке "Самоделкин" дети научились делать разные поделки из природного материала: арбузных косточек, семян, акации, шишек, желудей, листьев и т.д. У детей развивались фантазия и воображение. Дети приобщались к прекрасному, своими руками создавали подарки мамам, папам, бабушкам и дедушкам, используя разные техники. Главное - научились получать удовольствие от своей деятельности.
Кружок « Счастливый малыш» укрепил физическое здоровье детей, помог развить грациозность волю, настойчивость, стремление добиваться поставленной цели, ввел их в мир танца гимнастики. Результатом работы этого кружка стало. Выступление детей на различных праздниках.
В ДОУ использовались современные методы организации пед. процесса: занятия проводились по подгруппам, основные занятия сочетались с кружковой работой.
Администрация МБДОУ координировала деятельность пед. коллектива, создавала условия для профессионал ьного роста сотрудников с использованием разнообразных форм обучения (консультации, проблемные семинары, тренинги, обучение в ВУЗе). Эффективность пед. процесса обуславливалась мастерством педагогов. В детском саду осуществлялась методическая помощь воспитателям с учетом конкретных особенностей каждого педагога: опыта работы, проблемы в ' организации пед. процесса.
В конце уч. года были изучены потребности и запросы педагогов, выявлены затруднения в работе, подведены итоги по всем направлениям деятельности. Полученные данные учитываются при дальнейшей работе ДОУ на следующий год.
Педагоги систематически повышали свой профессиональный уровень: осваивали новые технологии, (З.И. Берсеневой « Здоровый малыш», Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста»), обучались на КПК, участвовали в МО, семинарах, открытых просмотрах, практических занятиях.
Для педагогов были подготовлены и проведены консультации:
1. «Диагностическое обследование детей ( умственное, физическое, моторика»
2. «Развитие исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования (алгоритм подготовки эксперимента)».
3. «Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми» педагог-психолог Кислица Л.И.
4. « Музыка интеллекта» (влияние музыки на интеллектуальные способности детей)
5. ««Гиперактивный ребенок - проблемы и решения».
6. «Модель выпускника дошкольника»
А так же семинары «Планирование воспитательно-образовательной работы», «Методика обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста», « Нужно учить детей играть », организованы открытые просмотры для педагогов МБДОУ «Нужно учить детей играть », конструирование, игры, музыкально - спортивный праздник «Этих дней не смолкнет слава»», «Экологический КВН» и др.
Сейчас остро стоит вопрос о повышении ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и детским садом, поэтому в работе с родителями в нашем учреждении главным является девиз: " Каждой семье - педагогическую культуру" В МБДОУ организована работа с семьей с учетом особенностей их состава, проблем и других характеристик. Проводились индивидуальные консультации, беседы, праздники, дни открытых дверей, радиогазета, вывешивались стенды для родителей, папки-раскладушки и т.д. Это способствовало развитию доверия к МБДОУ и чувства собственной значимости каждого ребенка. Результатом этого явилось то, что родители в своих анкетах высоко оценили работу МБДОУ.
В МБДОУ сложилась система контроля образовательно-воспитательного процесса, которая направлена на совершенствование педагогического процесса во всех возрастных группах и оказание каждому воспитателю конкретной помощи. Проводились следующие виды контроля: тематический, обзорный, оперативный, взаимоконтроль, самоконтроль. Результаты проверок оформлялись в справках к педсоветам и пед. часам, на которых анализировалась работа учреждения, корректировались недостатки. Проведенный анализ показал, что все запланированные методические и организационные мероприятия выполнены.
Коэффициент эффективности методической работы составил - 92%.
Обсудив на итоговом педагогическом совете результаты работы за 2012-2013 уч. год, коллектив педагогов принял решение о совершенствовании работы выбранных направлений по обеспечению своевременного и полноценного психического и физического развития каждого ребенка, по приобщению детей к общечеловеческим ценностям через народную культуру, по овладению и использованию в практической деятельности педагогами методик личностно -развивающего взаимодействия с детьми на основе дифференцированного подхода. Из вышеизложенного анализа работы намечены перспективы развития МБДОУ д/с №34 с учетом исполнения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года о федеральных государственных требованиях