Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.
Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным долгом каждого педагогического работника МБДОУ и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника МБДОУ поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в МБДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в МБДОУ. Правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей.
Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:
законность;
объективность;
компетентность;
независимость;
тщательность;
справедливость;
честность;
гуманность;
демократичность;
профессионализм;
взаимоуважение;
конфиденциальность.
]Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
-оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
-исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МБДОУ;
-исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как МБДОУ в целом, так и каждого педагогического работника;
-осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
-соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
-исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
-уведомлять администрацию МБДОУ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
-соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты;
-проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
-проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
-придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на МБДОУ социальных функций;
-обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
-не терять чувство меры и самообладания;
-соблюдать культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
-поддерживать порядок на рабочем месте;
-соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
-ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
-содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
-логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
-доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
-лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
-уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:
-поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МБДОУ;
-пренебрежительных отзывов о деятельности своего МБДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими МБДОУ;
-преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
-проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
-любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических взглядов
-резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
-грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений.
Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.
При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учёт интересов МБДОУ в целом.
Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться к администрации МБДОУ или представителю коллектива МБДОУ. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками
Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками:
-признают уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности каждого;
-сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
-стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
-выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
-при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
-проявляют толерантность;
-не допускать любого вида высказываний и действий дискриминирующего характера по признакам пола, возраста, расы , национальности, языка, гражданства.
-защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
-принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;
-осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
-прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;
-вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно посвящённого общества, где есть место для каждого;
-стремятся стать для них положительным примером;
-применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;
-гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический и религиозный инструмент.
В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны воздерживаться от:
-навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
-оценки их личности и личности их законных представителей;
-предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
-предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей воспитанников;
-отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо провести индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время;
-требования платы за дополнительные образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
-проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;
- потребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
-курения в помещениях и на территории МБДОУ. 4. Обязательства педагогических работников перед родителями (законными представителями) воспитанников
Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников должны:
-проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
-выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
-высказываться в корректной и убедительной форме;
-разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
-принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).
-Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в воспитании их ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.
-Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.
-В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. 5.Обязательства педагогических работников перед коллегами
5.1Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути;
поддерживают и продвигают их интересы;
помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами МБДОУ.
5.2.В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:
пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
обсуждения их недостатков и личной жизни. 6.Обязательства педагогических работниковперед администрацией МБДОУ
6.1.Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.
6.2.В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней. 7. Обязательства администрации МБДОУперед педагогическими работниками
7.1. для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в МБДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
7.2. Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.
7.3. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.
7.4. Представителям администрации следует:
-быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
-помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
-регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
-пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;
-обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
-способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности МБДОУ.
-оставаться скромным в потребностях и запросах. Представитель администрации не имеет морального права:
-перекладывать свою ответственность на подчинённых;
-использовать служебное положение в личных интересах;
-проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
-создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
-обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;
предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений;
демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. Контроль за соблюдением настоящего Положения
Для контроля соблюдения настоящего Положения, поддержки педагогических работников. Оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом заведующего создаётся комиссия по профессиональной этике. В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.
В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, уставом МБДОУ, настоящим Положением. Ответственность за нарушение настоящего Положения
Нарушение требований настоящего положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечёт моральное порицание.