На основании приказа по МБДОУ д/с №34 № от в 2016-2017 учебном году продолжил свою работу кружок «Реченька», который посещали 10 детей 2 младшей группы.
Цель работы кружка – профилактика речевых нарушений и оптимизация речевого развития детей 3-4 года жизни.
Поставленная цель достигалась посредством решения следующих задач:
1. преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить;
2. формировать речь как средство общения; воспитывать потребность в речевом общении;
3. обогащение словаря существительных, глаголов, прилагательных;
5. введение в активную речь детей простых предлогов;
6.обучение правильному построению простых распространенных предложений;
7. формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, а также формы родительного и винительного падежей существительных единственного числа;
8. формирование обобщенных представлений о жизни людей, о связи времен, о культурном наследии Донского края.
Кружковая работа проводилась в форме ННОД по развитию речи, включающей в себя материал по изучаемой лексической теме и материал, предусмотренный региональным компонентом Программы ДОУ.
В начале учебного года было составлено перспективно-тематическое планирование работы кружка. Данный план предусматривает 29 занятий в течение года. Из них 19 занятий посвящены общим лексическим темам, 10 – истории Донского края, казачеству. Кружковая работа, предусматривающая осуществление регионального компонента в работе учителя-логопеда, отражена и в его рабочей программе.
Для подготовки и проведения ННОД использовалось следующее методическое обеспечение:
1. Требования ФГОС ДО к познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет;
2. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Н.В. Нищевой, 2006
3. «Региональные подходы к моделированию коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении» Колодяжная
4. «Развитие речи в детском саду» Н.В. Рыжова, 2006
5. «Солнечная керамика. Альбом для детского художественного творчества», 2008
6. «На казаке и рогожа пригожа. Художественный альбом для детского творчества», 2011
В ходе кружковых занятий дети 3-4 лет овладели правильным произношением звуков раннего онтогенеза, а также расширили активный словарь по основным лексическим темам, таким как «Семья», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Дикие и домашние животные», «Дикие и домашние птицы» и т.д., отработали навыки согласования прилагательных с существительными, простейшего словообразования, пополнили словарь наречий и глаголов. На каждом занятии использовались речевые игры, способствующие развитию умения детей соотносить речь и движение.
месяц
|
неделя
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
октябрь
|
1
|
Семья
|
1
|
|
2-3
|
Игрушки
|
2
|
|
4
|
Части тела и лица
|
1
|
ноябрь
|
1
|
Туалетные принадлежности
|
1
|
|
2-3
|
Одежда
|
2
|
|
4
|
Обувь
|
1
|
декабрь
|
1
|
Обувь
|
1
|
|
2-3
|
Мебель
|
2
|
|
4
|
Новый год
|
1
|
январь
|
3
|
Продукты питания
|
1
|
|
4
|
Посуда
|
1
|
февраль
|
1
|
Посуда
|
1
|
|
2-3
|
Домашние птицы
|
2
|
|
4
|
Домашние животные
|
1
|
март
|
1
|
Мамин праздник
|
1
|
|
2
|
Домашние животные
|
1
|
|
3-4
|
Дикие птицы
|
2
|
апрель
|
1-2
|
Дикие животные
|
2
|
|
3-4
|
Транспорт
|
2
|
май
|
2
|
Лето. Цветы
|
1
|
|
3
|
Лето. Насекомые
|
1
|
|
4
|
Лето. Игры с водой
|
1
|
В основные лексические темы были интегрированы темы, предусмотренные региональным компонентом Программы, такие как «Рассказ «Кто такие казаки?», «Казачьи игрушки», «Казачья одежда», «Как жили в старину?», «Что любили казаки?» В течение учебного года дети познакомились с понятием «казак», с особенностями казачьего быта, одежды, развлечений. Для лучшего усвоения детьми младшего дошкольного возраста данного материала по истории Донского края на занятиях использовались элементы художественного творчества, музыкальные игры, дидактические куклы, работа с разрезными картинками.
Для формирования речи детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие общей и мелкой моторики. На кружковых занятиях дети второй младшей группы развивали общую и мелкую моторику посредством упражнений с дидактическими игрушками, подвижных игр и пальчиковых гимнастик, активизировали мелкие мышцы руки через точечный массаж, нетрадиционные методики воздействия, развивали точность, координированность, плавность, переключаемость общих и мелких движений.
К концу учебного года дети 3-4 лет, посещающие кружок «Реченька» научились:
-узнавать и различать неречевые звуки;
-различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы;
-вслушиваться в речь взрослого;
-воспроизводить и различать некоторые звукоподражания;
-производить длительный речевой выдох на материале гласных и их сочетаний;
-соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
-выполнять одно- и двухступенчатые инструкции;
-понимать вопросы «Где? Кто это? Что это? У кого это?»;
-правильно строить двух-, трехсловные предложения;
-образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
-образовывать форму Р.п. и В.п. ед.ч. у существительных;
-образовывать глаголы наст.в. 1-го лица ед.ч.
Данные результаты соответствуют целевым ориентирам, отраженных в ФГОС ДО по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет и в рабочей программе учителя-логопеда.
Итоговая диагностика по развитию речи во второй младшей группе показала, что у 4 детей, посещающего в течение года кружок «Реченька», высокий уровень речевого развития, у 4 детей – средне-высокий уровень речевого развития, у 2 детей – средне-низкий, т.е. у данных детей начала формироваться собственная речь, появилась простая нераспространенная фраза, но присутствует значительное число аграмматизмов. Всеми детьми усвоены полученные знания о казачестве.
Уровень речевого развития
|
2016-2017 у.г.
|
высокий
|
4 (40%)
|
средний
|
4 (40%)
|
низкий
|
2 (20%)
|
|