Целью логопедической службы в МБДОУ № 34 « Мишутка» является коррекция недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- развитие сенсорных и моторных функций у детей;
- формирование кинестетической основы артикуляции и выработка верных артикуляторных движений;
- развитие всех компонентов языковой системы: фонематического слуха, фонетики, лексико – грамматических категорий, семантики, связной речи;
- формирование навыков языкового анализа и синтеза;
- развитие интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания, восприятия.
Решение этих задач осуществлялось в системе коррекционно – развивающего обучения на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
В соответствии с годовым планом коррекционно-развивающей работы в начале учебного года в ДОУ были обследованы 56 человек. Выявлено, что у 30 дошкольников имеются различные недостатки развития речи, и они нуждаются в логопедической помощи. На основании данных комплексной диагностики 17 детей были зачислены на коррекцию. Логопедическое обследование показало, что наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико – фонематического уровня речевого развития (16 человек), количество детей с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) составляло 9 человек, у 5 детей было выявлено фонетическое недоразвитие речи . В течение сентября-октября проходило комплектование детей в группы со сходными дефектами, оформление речевых карт; в течение всего года производился сбор анамнестических данных и медицинских сведений о развитии детей, диагностика вновь поступивших воспитанников.
Работа по организации предметно-развивающей среды, отраженная в годовом плане, включала в себя следующие направления: зонирование логопедического кабинета, наполнение каждой речевой зоны дидактическим материалом, соответствующим ФГОС ДОО, изготовление печатных картотек занятий, игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастик, соответствующих разработанной рабочей программе. В связи с этим в течение года зона развития пальчиковой моторики была пополнена комплектом: книга Ю.Терегуловой «Пальчиковая гимнастика» + видеоуроки на DVD, зона развития фонематического слуха – технологией Л.В. Мещеряковой «Забавные рычалки», зона развития активного словаря и грамматического строя речи – наглядно-дидактическими пособиями «Профессии», «Транспорт», «Развитие речи у аутичных детей» Л.Г. Нуриевой, набором игрушек «Овощи», «Фрукты», большой и малой пирамидами зона обучения элементам грамоты – дидактическим пособием «Чтение», «Логопедический тренажер» зона развития связной речи – наборами пальчикового театра и кукол би-ба-бо.
Актуальным оставался вопрос взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями МБДОУ . Для решения этого вопроса были заведены тетради взаимосвязи с воспитателями, в которых фиксировались задания индивидуальной работы с детьми-логопатами по автоматизации поставленных звуков, дифференциации смешиваемых в речи звуков, а также тетради, в которых учителем – логопедом отбирался речевой материал для заучивания наизусть, пересказа, составления рассказов со всеми детьми групп, а также комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа рук и лица. Отбор данного речевого материала происходил с учетом требований к уровню развития речи дошкольников программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», а также тематического планирования занятий воспитателями групп. В течение учебного года регулярно проводились индивидуальные беседы с воспитателями групп о формах работы и направлениях взаимодействия на различных этапах коррекционно – развивающего процесса с детьми- логопатами и даны консультации по следующим темам: «Речевое развитие 3-летних детей», «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста», а также для педагогов МБДОУ были проведены семинары-практикумы «Обучение детей дошкольного возраста элементам грамоты», «Использование метода синквейн в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста», а также открытый показ занятия «День славянской письменности». Для того, чтобы взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по речевой работе с детьми дошкольного возраста не прекращалось в летний период, были разработаны рекомендации учителя-логопеда для воспитателей групп по речевому развитию детей в летний период.
В подготовительной группе велась совместная работа воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, направленная на профилактику речевых нарушений у детей 5-7 лет. Данная работа проводилась в виде логоритмических занятий, развивающих пространственную ориентацию детей, умение соотносить слово и действие, обогащающих активный словарь. Взаимодействие учителя-логопеда со всеми специалистами МБДОУ также осуществлялось в ходе работы ПМП-консилиума. Всего в течение года через ПМПк прошли 25 человек с различными речевыми нарушениями. Решением консилиума с речью норма были выпущены 15 детей, выбыл 1 ребенок, оставлены для продолжения занятий 9 человек.
Выполняя раздел годового плана «Работа с родителями», для повышения эффективности логопедической работы систематически проводились анкетирование, беседы и консультации с родителями дошкольников. Целью анкетирования и индивидуальных бесед являлся сбор анамнестических данных о ходе раннего речевого развития детей. В течение года родителям давалась характеристика основных речевых нарушений у детей, раскрывались направление и содержание коррекционно-логопедической работы в различные периоды обучения. Для родителей были проведены консультации, предусмотренные годовым планом: «О роли родителей в речевом развитии детей», «Социальные причины нарушения звукопроизношения», «Игры для развития фонематического слуха».
В соответствии с годовым планом коррекционно-развивающая работа логопеда по развитию разных сторон речи предусматривала проведение в течение года индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, связной речи, а также подгрупповых занятий с детьми, имеющими сходные речевые дефекты.
Составление планов индивидуальной и подгрупповой работы базировалось на основе утвержденных программ: «Программа воспитания и обучения детей с ФФН» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Программа воспитания и обучения детей с ОНР» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Система коррекционной работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой, а также использовалась электронная технология «Справочник учителя-логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчетность».
Использовались следующие технологии: «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Т.А. Матросовой, «Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи» Г.А. Каше, «Буду говорить, читать, писать правильно» Г.А. Глинка, « Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина, «Развитие речи у детей в детском саду» О.Н. Ивановой, Г.Н. Коротковой, «Формирование связной речи у детей 4-5 лет» Л.Н. Сластья, «Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет» Л.М. Граб, «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» Н.Ш. Макаровой, «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной, а также электронную технологию обучения детей «Логопедические пазлы».
Ведущим принципом коррекционно – развивающей деятельности является личностно – ориентированный подход к каждому ребенку.
На индивидуальных занятиях велась работа по развитию артикуляции, крупной и мелкой моторики, по совершенствованию звукопроизношения, фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций речи и интеллектуальных процессов. В ходе подгрупповых занятий дети работали над автоматизацией поставленных звуков, расширением словаря, совершенствованием словообразования, развитием связной речи.
Результаты логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, за 2016-2017 учебный год по МБДОУ №34 «Мишутка» представлены в таблице (Приложение№1).
Всего на коррекцию в логопункт было зачислено 25 человек. Из них:
Старшая-подготовительная группы – 17 человек;
Средняя группа – 8 человек.
С целью выполнения контроля за исполнением рекомендаций учителя-логопеда, предусмотренного годовым планом, в октябре и январе были посещены занятия в группах и выработана стратегия коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющими нарушения речи, смотр речевых зон в старших группах и центра развития моторики рук в младших группах, ежемесячно проводился просмотр и анализ индивидуальной работы воспитателей по речевому развитию детей, в апреле были посещены занятия в подготовительной группе с целью выявления уровня речевой подготовки детей к школе.
В течение данного учебного года с целью повышения уровня развития профессиональных умений и навыков мною были представлен опыт работы по теме «Инновационные технологии развития лексико-грамматических средств (лимерик)» на городском методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов.
В апреле 2017 г приняла участие в конкурсе «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области» на муниципальном этапе. Явилась победительницей муниципального этапа конкурса.
Учитель-логопед Шлычкова Е.Г.
Приложение 1
РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МБДОУ №34 «МИШУТКА» ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Распределение по заключениям
Мероприятия
|
ФН
|
ФФН
|
ОНР
|
ВСЕГО
|
Обследовано
|
|
|
|
56
|
Выявлено
|
5
|
16
|
9
|
30
|
Зачислено на коррекцию
|
5
|
11
|
9
|
25
|
Выпущено
|
5
|
8
|
3
|
16
|
Оставлено для продолжения коррекции
|
-
|
3
|
5
|
8
|
Выбыло в течение года
|
-
|
-
|
1
|
1
|
|