Отчет
работы музыкального руководителя МБДОУ д/с №34
В 2013-2014 учебном году была поставлена следующая цель : развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
-
Развитие музыкально- художественной деятельности;
-
Приобщение к музыкальному искусству.
-
Воспитание эмоциональной отзывчивости;
Чтобы успешно решать эти задачи был использован мотивационный подход к музыкальным занятиям, современные технические средства, такие как, компьютер, мультимедийный проектор, DWD – player,магнитофон, создан эмоциональный комфорт, что способствовало повышению активности детей, обеспечивая успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка.
Для решения воспитательно - образовательных задач по музыкальному развитию детей проводились следующие виды НОД. Традиционные, на которых, решались задачи по всем видам музыкальной деятельности. Эта форма НОД гибкая по структуре, что способствовало чередованию видов музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальная игра), и давала вариативность методов и приемов при развитии музыкальности дошкольника.
При этом учитывались следующие моменты:
· возрастные особенности детей;
· основные задачи;
· физическая, умственная, эмоциональная нагрузки;
· характер предшествующей и последующей деятельности;
· условия проведения занятий.
Так же проводились доминантные, комплексные, интегрированные виды ННОД для каждой возрастной группы детей. Использование таких форм деятельности способствовало коррекции отставаний детей в тех или иных видах музыкальной деятельности. Содержание и характер музыки способствовали более активному сопереживанию тому или иному событию, явлению. Выбор тем подсказывали текущие события, время года («Осенние праздники», «Зимушка – зима») и любые формы досугов, а музыка благоприятно воздействовала на психофизическое здоровье детей.
Работа проводилась по программе « Радуга» под редакцией Т. Дороновой, программе « Гармония» под редакцией К.В. Тарасовой, так же использовались парциальные программы и технологии. Программы Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры», « Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, « Музыкально –ритмические движения дошкольников и младших школьников» под редакцией Т.Ф. Кореневой формировали основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста, осуществляя взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры, воспитывая интерес к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Это использовалось во время НОД: в различных ее видах -слушании музыки, в музыкально – ритмических упражнениях, танцах, на зарядке, во время режимных моментах, в игровой деятельности. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего возраста-2-е изд. , испр. И доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000г. реализовывалась через кружковую работу, в музыкально – ритмических упражнениях, танцах. В 2013-2014 г.проводился танцевальный кружок «Азбука танца », который посещали дети среднего и старше -подготовительного возраста в количестве 20 человек. Основными задачами кружковой работы были :
-
увлечь, заинтересовать музыкой;
-
воспитывать у ребёнка начало музыкальной культуры;
-
дать необходимые двигательные навыки;
-
дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела;
-
способствовать гармоничному развитию души и тела ребёнка;
-
развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка по средствам музыкально -ритмических движений;
-
способствовать общему развитию детей.
В начале и конце года провела мониторинг развития музыкальности детей, который показал следующие результаты:
- Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Возр.гр.
|
Уровни
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Н. г.
|
К. г.
|
Н.г.
|
К. г.
|
Н. г.
|
К. г.
|
Мл.гр.
|
0
|
100
|
100
|
0
|
0
|
0
|
Ср.гр.
|
0
|
100
|
85
|
0
|
4
|
0
|
Ст.-под
|
16
|
100
|
84
|
0
|
0
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
По ДОУ
|
6,4
|
100
|
89,6
|
0
|
1,3
|
0
|
3. Познавательные музыкальные способности
Воз-раст.
Групп-па
|
динамический
|
Звуковысотный слух
|
тембровый
|
Чувство ритма
|
Н.г.
|
К.г
|
Н.г.
|
К.г
|
Н.г.
|
К.г
|
Н.г.
|
К.г
|
в
|
с
|
н
|
в
|
с
|
н
|
в
|
с
|
н
|
в
|
с
|
н
|
в
|
с
|
н
|
в
|
с
|
н
|
в
|
с
|
н
|
в
|
с
|
н
|
Мл.гр
|
0/0
|
0/
100%
|
0
|
100
|
0
|
0
|
0/0
|
17
85%
|
3
15%
|
3/15
|
17/
85%
|
0/0
|
0/0%
|
15/75
|
4/
25
|
10
/50%
|
10
/50%
|
0
|
0/0
|
18/
90
|
3/10
|
6/
30
|
14
/70
|
0
|
Ср.гр
|
2 /5%
|
24/
85%
|
1/1,3
|
100%
|
0
|
0
|
0/0%
|
26
93%
|
2/7%
|
7/
28,6%
|
16/
71,4%
|
0/0
|
5/18%
|
22/78
|
1/4
|
19/89,7
|
4/10,3
|
0/0
|
6/
15
|
19/
78
|
2/7
|
13
/57,1
|
10/
42,9
|
00
|
Старше-подготов
|
5/16%
|
25
84%
|
0
|
100%
|
0
|
0
|
3/19%
|
27
/81%
|
0/0
|
17/
60,9%
|
10/
39,1%
|
0/0
|
8/26%
|
23/74
|
0
|
27/100
|
0
|
0/0
|
11/
36
|
19/
64
|
00
|
18/
65,2
|
9/
34.8
|
00
|
Кол –во по ДОУ
|
8
|
69
|
1
|
70
|
0
|
0
|
¾ %
|
70/
90%
|
5/6%
|
27
|
43
|
0/0
|
13
|
60
|
5
|
56
|
14
|
0
|
17
|
56
|
5
|
53
|
47
|
0
|
% по ДОУ
|
9,1%
|
89,6%
|
1,3%
|
100%
|
0
|
0
|
15%
|
42%
|
43%
|
39%
|
61%
|
0%
|
16,6%
|
77%
|
6,4%
|
80%
|
20%
|
0%
|
22
|
72
|
6
|
37
|
33
|
0
|
2. Интеллектуальные музыкальные способности
Возр.гр.
|
Репродуктивный компонент
|
Продуктивный компонент
|
Начало года
|
Конец года.
|
Начало года
|
Конец года
|
В.
|
Ср.
|
Н.ур.
|
В.ур
|
С.у.
|
Н.ур.
|
В.ур.
|
Ср.ур.
|
Н.ур.
|
В.ур.
|
Ср.ур.
|
Н.ур.
|
Мл.гр.
|
0
|
100
|
0
|
15
|
85
|
0
|
0
|
85
|
0
|
0
|
100
|
0
|
Ср.гр.
|
18
|
71
|
11
|
23,8
|
76,2
|
0
|
21
|
72
|
21
|
23,7
|
72,7
|
0
|
Ст. гр
подг. г.
|
16
|
84
|
0
|
52,2
|
47,8
|
0
|
23
|
77
|
23
|
65,2
|
34,8
|
0
|
|
4
|
73
|
1
|
25
|
45
|
0
|
15
|
58
|
4
|
26
|
44
|
0
|
По ДОУ
|
81
|
15
|
4
|
11
|
28
|
61
|
|
78
|
14,6
|
37
|
63
|
0
|
Музыкальная память
Возр.гр.
|
Уровни
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Н. г.
|
К. г.
|
Н.г.
|
К. г.
|
Н. г.
|
К. г.
|
Мл.гр.
|
2/8,7
|
0%
|
19/90
|
18/91,3
|
10
|
0
|
Ср.гр.
|
17/
60,9
|
0
|
19/68
|
14/61,9
|
1/7
|
0
|
Ст.-под
|
16
|
60,9
|
22/74
|
10/
39,1
|
0
|
0
|
|
0
|
28
|
60
|
42
|
2
|
0
|
По ДОУ
|
20%
|
40%
|
77%
|
60%
|
3%
|
0%
|
Результаты мониторинга показали положительную динамику развития музыкальных способностей воспитанников, что подтверждается выступлениями на праздниках и концертах: «День матери», «День победы», «День рождения Новошахтинска», « День освобождения Новошахтинска», « Малые Олимпийские игры», «Новый год» , « День защитников Отечества», « Мамин день», « Масленица»,« День космонавтики» , « Выпускной», театральные постановки воспитанников средней группы « Репка на новый лад» и старше –подготовительной – « Золушка» врамках театрального фестиваля « Мы из сказки». Показателем творчества и успеха детей является выступление на праздничном концерте посвященном 85 годовщине профессионального лицея №58, 2ое место в муниципальном конкурсе « Вместе весело шагать по переходам» ( ребята приняли участие в создании музыкального клипа)
участие в хореографическом фестивале «Мир начинается с детства»; в совместном концерте посвященному Великой Отечественной войны, который проходил в городском профессиональном лицеи №58.
Вся работа строилась в тесном взаимодействии с узкими специалистами и воспитателями ДОУ. Для педагогов были проведены семинары-практикумы, консультации такие как: « Колыбельная –основа патриотического воспитания» (показ презентации) « Музыкально – дидактические игры как средство развития» « Региональный компонент – непременное условие воспитания патриота» открытый показ праздника « Масленица на Дону». Тесное взаимодействие с учителем – логопедом было отмечено на ГМО учителей - логопедов.
Одним из непременных условий успешного музыкального развития является тесный контакт с родителями, поэтому на сайте детского имеется страничка музыкального руководителя, на которой размещены советы для родителей и воспитателей, которые регулярно пополняются. Так же в саду есть « Музыкальная газета» с рекомендациями, практическими советами, ознакомительным материалом. Были проведены консультации « раннее выявление музыкальных способностей ребенка». Выступление на родительском собрании с сообщением « Влияние музыки на интеллект ребенка». Были проведены фотовыставки « Вот какие мы» , « Вот сто мы умеем», « Вот как весело унас». Результатом этой работы стало активное участие родителей в подготовке праздничных мероприятий, изготовлении атрибутов и костюмов. Так для танца « Ангелы» « Елочный реп» были сшиты накидки и венки, танца « Пых –пых самовар» реставрированы и украшены сарафаны, очень красочными получились костюмы гномов ( средней группы).
Одним из важных условий развития музыкальных способностей является создание предметно – развивающей среды и поэтому музыкальный зал имел красочное мобильное тематическое оформление к каждому мероприятию. Так же были изготовлены музыкально – дидактические игры « Кого встретил колобок», « Три медведя», « Три кита», электронными музыкально – дидактическими играми « Угадай мелодию» « В деревню к бабушке» . « Угадай на чем играю» и др. Пополнилась фонотека детскими сборниками « Моя мама лучшая на свете», « Прощай детский сад». « Классика для малышей», видеозаписью балета « Щелкунчик», музыкальной развивающей игрой « Щелкунчик».
Таким образом , можно сделать вывод:
При осуществлении воспитательно-образовательного процесса выявилась положительная динамика развития у детей музыкальных способностей, умений и навыков. В будущем учебном году необходимо продолжить планомерную работу на данном направлении и уделить особое внимание следующим направлениям:
1. Системно изучать уровень музыкального развития детей на протяжении года.
2. Совершенствовать предметно - пространственную музыкальную среду дошкольников (изготовление пособий, атрибутов).
3. Продолжать поддерживать взаимоотношения с семьёй и вовлекать в процесс работы.
4. Расширять деятельность педагогического коллектива через разнообразные формы работы. 5. Принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей, внутрисадовых и р городских мероприятиях.
6. Развивать музыкальные и творческие способности детей.
7. Продолжить работу по проекту «Музыкально-ритмические движения в жизни
ребенка» по кружковой работе.
Музыкальный руководитель Трубникова И.Д. |