Вторник
08.10.2024
09:39
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Как вы считаете, вашему ребёнку будет приятно и важно, если вы принимаете участие в подготовке и про
Всего ответов: 12

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация воспитателями занятий по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
 
Организация педагогами-воспитателями занятий
по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах изучаются в процессе специальных развивающих и обучающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пластилина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликации и т. д. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения рассматриваются и при чтении книг, стихов, их заучивании, рассматривании картинок, отгадывании загадок, проведении конкурсов и др.
Методически все занятия организует только воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Инспектор может, участвуя в занятии, дополнить и разъяснить отдельные положения правил поведения на улицах и дорогах. При этом ни в коем случае нельзя перегружать дошкольников информацией с непонятной им терминологией. Инспектор не должен «навязывать» воспитателю свои формы, методы и приемы в проведении игровых занятий с детьми по правилам дорожного движения, поскольку в педагогике существуют определенные дидактические принципы, закономерности, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.
Объем учебного материала, используемый на каждом занятии, должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп. Так, при обучении детей основам безопасности по определению дорожного расстояния до приближающегося транспорта (далеко – близко, дальше – ближе), скорости (быстрее – медленнее), размеров (больше – меньше) и т. д.
В дошкольном учреждении должны быть настольные дидактические игры, в которых могут быть макеты и модели дорожных знаков, светофоров, фигурки пешеходов. Дети любят играть в такие игры.
С  дошкольниками следует проводить и специальные обучающие занятия – упражнения, направленные на развитие у них двигательных навыков. Это могут быть групповые и индивидуальные упражнения по практической отработке правильных действий при переходе проезжей части дороги, выходе из транспорта и т. д.
Для того чтобы правила безопасного поведения выполнялись привычно, спокойно, естественно, необходимо развивать у дошкольника сенсомоторные и интеллектуальные навыки, что связано с восприятием его органами чувств информации по дорожной тематике, ее переработкой и реакцией на нее соответствующими движениями-действиями.
Логическое мышление можно развивать, задавая вопросы, например: «Что ты будешь делать, если не работает светофор или нет пешеходного перехода?» и т. п. Для установления ребенком причинно-следственных связей важно учить его рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке транспорта и т. д.
Занятия рекомендуется проводить не менее 2–3 раз в неделю. Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней и старшей группе.
 
Примерные темы для занятий с дошкольниками
1. Дорога в дошкольное учреждение.
2. Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.
3. Предвидение опасности.
4. Виды транспорта.
5.Правила поведения на тротуаре.
6. Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги.
7. Виды и сигналы светофоров.
8. Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный («зебра»)).
9. Дорожные знаки для пешеходов.
10. Развитие глазомера по определению расстояния до приближающегося транспорта, определение направления движения транспорта, опасные повороты автомобилей.
Можно организовать автобусную экскурсию по городу с выходом в определенных местах и изучением сигналов светофора, дорожных знаков, дорожной разметки и др. Рассказ должен проводиться в доступной для понимания дошкольниками форме с употреблением известной им дорожной лексики.
В некоторых дошкольных учреждениях занятия по дорожной тематике проводятся на специально оборудованных площадках, где есть мини-автомобили. Дети играют роли водителей, пешеходов, пассажиров, закрепляя знания, умения и навыки безопасного поведения.
Важнейшей задачей дошкольного учреждения является воспитание детей. Применительно к дорожной среде дошкольники часто не понимают опасности на улицах и дорогах. Безопасное поведение определяется уровнем развития психофизиологических особенностей ребенка и его подготовленностью к самостоятельному движению. Дошкольник должен находиться на улице только в сопровождении взрослых. Он не может, не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность.
Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим. Даже сознательно, выполняя все правила для пешеходов, ребенок не сможет безопасно перейти проезжую часть дороги. У дошкольников еще не сформирована координация движений.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы дошкольного учреждения нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по дорожной тематике в рисовании, лепке, конструировании, при развитии речи. Воспитание организуется на основе педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в программе работы с детьми в дошкольном учреждении. Для каждой возрастной группы определяются цели, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
В дошкольном учреждении важно не количество приобретаемых знаний, а их связь с такими навыками и привычками, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, например, «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», «опасно – безопасно» и др.
 
Воспитание  дошкольников рекомендуется осуществлять:
– во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время прогулки, экскурсии, где дети, воспринимая движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д., анализируют дорожные ситуации, действия участников дорожного движения, делая определенные выводы;
– во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
В дошкольном учреждении у детей должны быть сформированы соответствующие их возрасту необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Недостатки в организации обучения и воспитания во многом связаны с тем, что воспитатели не всегда знают, что наиболее практически значимо при составлении программы по дорожной тематике. В этом плане инспектор обязан помочь воспитателю выбрать для занятий с дошкольниками необходимые темы, направленные на развитие ориентации в дорожной среде, формирование и практическую отработку умений и навыков безопасного поведения. Необходимо использование современной научно-обоснованной методической литературы по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах для дошкольников и их родителей. Обладая знаниями различных педагогических методик, воспитатель самостоятельно сможет организовать формирующие, развивающие, воспитывающие и обучающие занятия с дошкольниками по дорожной тематике.
 
Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (27.09.2014)
Просмотров: 523
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей