Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие. Дыхательные упражнения. Пение
В этот цикл входят упражнения, направленные на развитие слухового и речеслухо-вого восприятия (рекомендуется использовать демонстрационный альбом с аудиокассетой О.П. Радыновой «Музыкальные инструменты»; серию грампластинок «Лесная газета» с иллюстрациями; грампластинки или аудиокассеты из серии «Голоса леса»), на различение бытовых шумов, звучания разных музыкальных инструментов (колокольчик и колокол, скрипка и виолончель, гобой и флейта, клавесин и фортепьяно, орган и арфа). Такие упражнения формируют способность сравнивать и различать звучащие предметы по тембру, высоте, силе звука, а также разные ритмы. В дальнейшем проводится обыгрывание образов зверей, птиц, персонажей сказок, песен, попевок, которое помогает развивать способность самостоятельно воспроизводить ритм, регулировать силу, высоту и тембровую окраску голоса.
В этот раздел входят также упражнения на развитие речевого и певческого дыхания, в том числе умения делать продолжительный, равномерный выдох, формировать сильную воздушную струю через рот, дышать «животиком» (диафрагмальное дыхание), производить добор воздуха при пении плавно, без рывков.
Пение позволяет научить регулировать Дыхание, развивать продолжительность вы-доха, работать над интонационной выразительностью речи, полнотой ее звучания.
Песни подбираются с учетом возрастных и вокальных данных детей. Учитывается диапазон звучания, длительность музыкальных фраз, темп. Лучше использовать русские народные попевки, песни русских и советских композиторов для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения. Текст должен быть доступен и понятен детям; при этом фразы в песнях не должны быть излишне длинными, а мелодия должна укладываться в пределах нот первой октавы («Теремок», «На мосту», «Как на тоненький ледок» и др.).
Пропевание чистоговорок, песен, четверостиший, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата, формирования устойчивых артикуляционных кинестезии, быстрой переключаемости с одной артикулемы на другую, а также средством закрепления навыков правильного зву-копроизношения. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается «про-певанием» каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки по очереди, а затем обеих рук вместе.
Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и
РУК-
Условно весь материал данного раздела разделен на четыре части. Упражнения на восприятие, различение и воспроизведение ритмов хлопками, голосом, игрой на музыкальных инструментах Игра «Чтение с листа»*
Для выполнения заданий лучше использовать деревянные ложки или бубен (обязательно напомнить детям, как правильно держать бубен и ложки, как правильно на них играть), для обозначения паузы руки немного разводят в стороны. Педагог предлагает ребенку выбрать одну из карточек (с фиксированным ритмическим рисунком: длительности равны четвертям и восьмым), рассмотреть рисунок и подобрать инструмент для воспроизведения указанного на карточке ритма.
Тот ребенок, который правильно воспроизведет ритмический рисунок хлопками, получает возможность проиграть свою ритм-карточку на каком-нибудь музыкальном инструменте. Игра «Теремок»*
У педагога в руках деревянные ложки. Дети стоят в кругу. Педагог обходит их, напевая: Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит, У дверей остановилась и стучит... Останавливается за спиной какого-нибудь ребенка и выстукивает ложками ритмический рисунок, состоящий из четвертей и восьмых. Ребенок спрашивает: «Кто там?». Педагог с надетой на руку куклой бибабо отвечает: «Это я, мышка-норушка». Предлагает ребенку войти в круг (в теремок) и простучать тот же ритм (ложками, спичечными коробками с наполнителем). Игра продолжается до тех пор, пока все герои сказки не войдут в теремок. Игру можно продолжить, предложив роль ведущего ребенку. Игра «Матрешки»
Дети исполняют песню «Матрешки» (ел. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова) и одновременно выполняют движения, соответствующие тексту.
Мы - веселые матрешки (покачиваются из стороны в сторону),
Ладушки-ладушки! (Хлопают в ладоши.)
На ногах у нас сапожки (топают ногами),
Ладушки-ладушки! (Хлопают в ладоши.)
Завязали мы платочки (обводят указательными пальцами обеих рук вокруг лица и изображают движение, которым завязывают платочек под подбородком),
Ладушки-ладушки! (Хлопают в ладоши.)
Раскраснелись наши щечки (показываютуказательными пальцами обеих рук на щеки),
Ладушки-ладушки! (Хлопают в ладоши.)
«Три притопа»*
Дети стоят в кругу, у девочек руки на юбочке, у мальчиков на поясе. Звучит («Маленький танец» Н. Александрова).
/ часть. Такт 1-й - девочки делают два энергичных шага к центру круга и три притопа на месте. Такт 2-й - девочки возвращаются на место и снова делают три притопа. На повтор I части мальчики выполняют те же движения, которые ранее выполнили де- вочки. При этом дети, оставшиеся в кругу, выполняют шаги и притопы на месте. II часть. Дети берутся за руки и мягким шагом спокойно идут по кругу (шаг = 1/4). На повторение II части идут по кругу в обратном направлении. Как вариант можно использовать движение в двух кругах противоходом. «Передай платок»
Дети стоят в кругу. Педагог дает одному ребенку цветной платок. Звучит одноименная пьеса Т. Ломовой (композиция движений И. Гольдберг). I часть. На затакт ребенок плавным движением передает платок соседу справа, на «раз»
следующего такта тот принимает платок правой рукой и передает его дальше. Дети сопро
вождают передачу платка легким поклоном. II часть. Ребенок, получивший платок, выходит в круг и пляшет, размахивая плат
ком. Когда музыка замолкает, возвращается на свое место.
Упражнение повторяется несколько раз. Передача платка может происходить по кругу как в правую, так и в левую сторону. «Музыкальное эхо»
Педагог с помощью ударного инструмента (барабан, румба, бубен, треугольник, трещотки, ложки, музыкальные молоточки) отстукивает ритмический рисунок. Дети слушают и запоминают, а затем стараются его повторить.
Варианты простых ритмических рисунков «Имена»*
Дети сидят в позе лотоса по кругу. Перед каждым из них иллюстрация к какой-нибудь сказке. Педагог предлагает с помощью хлопков изобразить ритмический рисунок таких слов, как имя главного героя сказки, имя автора иллюстрации и т.д. (возможна помощь и оценка выполнения задания как педагогом, так и самими детьми).