Среда
09.10.2024
02:45
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Готовы ли Вы рекомендовать организацию родственникам и знакомым (могли бы ее рекомендовать, если
Всего ответов: 84

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Музыкотерапия

 

                 С древнейших времён известно, что музыка обладает целительными свойствами:  она открывает сердца, особенно детские. Ритм правильно подобранной музыки может успокаивать, раскрепощать  или, наоборот, бодрить, снимать тревожность и настраивать на позитивный лад. Многие учёные признают, что музыка, как вид искусства, оказывает влияние на взаимосвязь слуховых и мыслительных ощущений, восприятие её сопровождается теми или иными двигательными реакциями. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка.

           В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают  замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Некоторые из детей не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают. С этим связаны различные отклонения в их поведении. Я изучила методическую литературу по музыкотерапии, опробовала на практике её применение, и теперь имею собственное представление об этом виде музыкальной деятельности.

Среди психологических проблем 21 века особое место заняла  проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей при живом общения, развитию которого препятствует,  в том числе и застенчивость, вызывающая разнообразные нарушения психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов. Эмоции помогают познавать мир во всем его великолепии, обусловливают яркость и полноту наших восприятий, а также влияют на скорость и прочность запоминания. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость.  Так как эмоции в жизни детей  играют определяющую роль, эмоциональные нарушения  являются одной из наиболее острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом. Нарушения эмоциональной сферы не позволяют стать полноправной личностью.
Поэтому на современном этапе ставятся цели, которые помогут ребёнку познать себя и свои возможности:

  • - СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК НЕВЕРБАЛЬНОГО, ЧУВСТВЕННОГО КОНТАКТА С ОКРУЖАЮЩИМ;
  • - СПОСОБСТВОВАТЬ СНЯТИЮ У ДЕТЕЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ И СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ;
  • - РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ И ВЫРАЖАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЭМОЦИИ В МИМИКЕ И ТАНЦЕ;
  • - УЧИТЬ ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА, ПЕРЕДАННЫЕ В МУЗЫКЕ, РАЗЛИЧАТЬ ОТТЕНКИ НАСТРОЕНИЯ, СОПЕРЕЖИВАТЬ, РАДОВАТЬСЯ, ЗАРЯЖАТЬСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ;
  • - ПРИВИВАТЬ НАВЫКИ РАССЛАБЛЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МУЗЫКИ, СПОСОБСТВУЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНО СФЕРЫ.

Исходя из вышеуказанных целей, выдвигаются задачи становления психологических условий, способствующие решению данной проблемы.

ЗАДАЧИ:

  • расширять и развивать эмоциональную сферу детей, творческое воображение, умение самостоятельно находить выразительные средства музыки;
  • развивать нравственно-коммуникативные качества, создавать положительный эмоциональный фон;
  • проводить совместную с педагогом-психологом коррекционную работу с помощью музыкальных игр и с применением наглядного материала;
  • на занятиях использовать элементы музыкотерапии, психогимнастики, римтопластики, элементарного музицирования. - формировать и развить музыкальные и творческие способности детей;

В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность.
О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, С.В. Шушарджан, Г.П. Шипулина и многие другие выявили положительное влияние музыки на различные системы организма: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему. Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендует слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. А В.М. Бехтерев подчеркивал очень важную роль колыбельных песен для полноценного развития детей. Современные ученые и врачи выделили ряд произведений, положительно влияющих на эмоциональные состояния: для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать «Мазурки» и «Прелюдии» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодию» Рубинштейна, произведения Шуберта; для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Бетховена, «Грезы» Шумана, «Экспромты» и «Прелюдии» Шопена; для общего успокоения – «Колыбельные» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» Чайковского.
       Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении. В своей работе я также применяю  лечебную музыку доктора медицинских наук, профессора, практикующего музыкотерапевта  Рушеля Блаво.  В своих  музыкальных  альбомах «Здоровье твоего ребёнка» и «Музыка для детей» он создал лечебную программу:

  •   колыбельные - для младшего возраста (от 1 до 3 лет)  для развития интеллектуально-познавательных способностей и сенсорных систем;
  •   духовный мир -  для дошкольного возраста ( от 3 до 7 лет) для подготовки к школе, улучшения концентрации внимания, усидчивости и развития адаптационнных способностей к внешним раздражителям.

 

      Таким образом, изучение литературы по влиянию музыки на эмоциональные состояния детей и ее качественный анализ, способствовали разработке и реализации проекта «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста».

         Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. На музыкальных занятиях ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения с взрослыми и сверстниками.  В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей,  поощрять желание малыша быть  похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать  необходимые представления, умения, навыки. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления. Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается. Но очень часто бывает, что дети волнуются, испытывают чувство страха, неуверенности в себе.  Почему так бывает: одни дети бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней? Застенчивость и тревожность мешает в полном объёме человеку жить и взаимодействовать с людьми. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый  ребёнок чаще всего не знает, что надо делать и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Застенчивость — это особенность, характерная для многих, как детей, так и взрослых. Застенчивость, стеснительность может быть временной, но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Она - наиболее распространенная причина  проблем в общении. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, она удерживает человека от выражения своего мнения, отстаивания своих прав; застенчивость сопровождает чувство одиночества, тревоги, депрессии. Глубинные причины застенчивости следует искать в раннем детстве. Ощущение себя в возрасте до пяти лет является базой для формирования внутреннего мира  взрослого человека. Застенчивость  прежде всего связана с низкой самооценкой, которая проявляется в том, что малыш оценивает свои возможности и способности ниже, чем они есть на самом деле. Психологи часто трактуют застенчивость, как "склонность к уединению и скрытность по причине неуверенности в себе", "неловкость в присутствии других людей". Свои страдания застенчивые дети переживают  молча, не делясь с окружающими, тем не менее, весь их внешний облик говорит: "Я - застенчив". Застенчивость во внешнем поведении проявляется в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица ребенка. Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат, и именно с помощью творчества можно помочь ребёнку стать уверенным в себе и общительнее. Если малыш замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это помогает раскрепоститься, снимает страх общения. Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у  расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации.

       Работа в этом  направлении  ведется  с использованием  большого  количества  наглядного  материала. Это даёт возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше её понять. Для таких маленьких воспитанников характерна повышенная  рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и мне как педагогу требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который  бы  увлёк ребёнка. Вот почему в процессе  занятий  чередуется музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, занятиями  римтмопластикой,  широко используется  погружение детей в игры. На занятиях применяются  элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

            Музыка является средством  обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, подвижна и тем самым привлекательна для детей; она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре,  развивает воображение, творческое мышление, а это необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается  в игровой. И в этом немаловажная роль принадлежит музыкальным играм. Они развлекают и воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, создают соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощают ребёнка, повышают  его уверенность в себе. На музыкальных занятиях я использую социо-игры, социо-игровые задания и упражнения:  дети исследуют проблемные ситуации, раскрепощаются в движениях под музыку, пение, делают “открытия”, преодолевают трудности. В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Поэтому социо-игровой стиль общения предполагает работу – игру детей в малых группах от 2-х до 6-ти человек, т.е. в микрогруппах. Я не ставлю перед собой цели воспитания музыкантов, а раскрываю внутренний мир ребёнка как личности. Для этого создаю на занятиях музыкой условия игрового взаимодействия в социо-играх, где дети могут общаться как в микрогруппе, так и между микрогруппами.          Используя игровые технологии на музыкальных занятиях, доброжелательную, радостную обстановку,  эмоциональную поддержку, поощряется  любая выдумка и фантазия ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Приведу примеры.

. В этом детям помогают игры  драматизации, музыкальные игры.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры: «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку». Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

 С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка.

Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории или сказки, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры, фантазировать. Цель таких игр  -  развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать своё поведение в коллективе.

Главный принцип,«внимание к каждому ребёнку»: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.

  «музыкальный руководитель – равноправный партнёр». Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Большое влияние музыкотерапия  оказывает на развитие музыкально-сенсорных способностей детей 3-5 лет. Для этого на музыкальных занятиях используют упражнений на развитие высокой речевой интонации, чтобы подготовить голосовой аппарат детей к высокому звучанию. Показываю большого петушка и спрашиваю: “Как кричит петушок?”. Дети подражают крику петушка на низких интонациях. “А как кричит этот петушок?” (показываю маленького). Малыши воспроизводят высокое звучание. При работе с детьми старшего дошкольного возраста, которых отличает более богатый жизненный и музыкальный опыт, я уделяю внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении. Лексическая ограниченность речи дошкольников – явление закономерное. Только два процента словарного запаса детей этого возраста составляют имена прилагательные, поэтому я провожу специальную работу по обогащению их речи разнообразными художественными эпитетами. Например, после прослушивания пьесы Э. Грига “Утро” провожу социо-игру “Копилка” на развитие словарного запаса детей. Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом постоянно используется при знакомстве с новыми произведениями, служит базой для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические “цепочки, близких по смыслу слов.

          Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, по эмоциональному  восприятию музыки  используется  интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (01.03.2014)
Просмотров: 573
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей