Среда
09.10.2024
03:04
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью администрации ДОУ
Всего ответов: 84

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект ННОД по развитию речи «День славянской письменности» 2017

Задачи: познакомить детей с историей возникновения славянской письменности;

-познакомить с некоторыми буквами старославянской азбуки, соотнести их с современными;

-развивать основные психические функции детей  (память, внимание, мышление,  воображение), а также ручной праксис;

-развивать умение детей работать в группе;

-воспитывать у детей любовь к русскому языку, к родной культуре и истории.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозапись церковнославянской или народной музыки, раздаточные картинки с изображением букв старославянского алфавита и современного, фишки, столы,  трафареты буквиц, краски, кисти, салфетки, карандаши, фломастеры.

Ход:

 Лог: Ребята, отгадайте загадку и скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
Ответ (Буквы)

Лог.: А вы знаете, что у букв есть свой праздник? Да, он называется День славянской письменности. А вот как появился этот праздник и откуда взялись буквы мы сейчас увидим.

(показ презентации)

В древние времена у людей не было ни телефонов, ни телевизоров и даже письма писать они не умели, потому что ещё не придумали буквы. Но сообщать новости людям было необходимо. Поэтому они рисовали то, о чем хотели сказать. Бумагу тогда ещё тоже не изобрели, поэтому эти рисунки оставляли на камнях, на стенах пещер. Эти рисунки древних людей получили название наскальная живопись. (слайд 2)

Постепенно люди накапливали знания о природных явлениях, о растениях, животных. Всю эту информацию не удобно было передавать при помощи рисунков. Необходимо было всё записывать. В девятом веке в Болгарии жили два брата Кирилл и Мефодий. (слайд 3)

Они были очень образованны по тому времени. Кирилл и Мефодий догадались, как все знания, которые у них есть, передать при помощи специальных знаков – букв. Они создали славянскую азбуку. Её по имени одного из братьев – Кирилла – стали называть кириллицей. (слайд 4)

Братья путешествовали по разным странам и везде обучали людей славянской азбуке. Кирилл и Мефодий привезли азбуку и в Древнюю Русь. К сожалению, в Древней Руси не было школ, в которых могли обучаться грамоте дети. Грамоте обучались лишь монахи и священники. (слайд 5)

 Они знали буквы, могли читать церковные книги которые привезли Кирилл и Мефодий, и постепенно начали сами писать книги и летописи. Книги содержали библейские истории или жития святых, а в летопись записывались все события, происходящие в Древней Руси. (слайд 6)

Древние книги были очень дорогие. Их не печатали, а писали вручную. Бумаги ещё не было и книги писали на пергаменте – выделанной телячьей коже. Это был очень дорогой материал. Писали чернилами и красками при помощи пера. Прошивали листы верёвками, а верёвки прикрепляли к деревянным дощечкам. Верхнюю дощечку покрывали кожей или бархатом и украшали золотом и драгоценными камнями. Книги на Руси считались величайшим богатством. (слайд 7)

Первая буква в древнерусских книгах называлась буквица. Она всегда была большой, писалась красными чернилами и украшалась различными узорами. (слайд 8)

Постепенно грамотными становились не только монахи, но и простые люди. Всё больше и больше людей учили буквы, могли читать и писать. И тогда они начали писать друг другу письма, в которых рассказывали о своей жизни. Только пергамент для простых людей был не доступен, и они писали на кусках берёзовой коры. Эти письма называются берестяные грамоты. (слайд 9)

Со временем на Руси появились и бумага, и печатные станки. И книги стали печатными. Грамоте стало обучаться почти всё население. А буквы из старославянских превратились в современные, которые учим и мы с вами по сей день  (слайд 10)

Все славянские народы были очень благодарны братьям Кириллу и Мефодию за их изобретение славянской азбуки. Поэтому в их честь установлены памятники во многих городах, в том числе и в Москве, а 24 мая отмечают праздник – День славянской письменности. (слайд 11)

Лог: «Ребята, сегодня на занятие к вам я принесла свою волшебную коробочку. Хотите посмотреть, что в ней? А в ней буквы – старославянские и современные. Давайте поиграем с ними! Игра называется «Найди свою букву».  Вы разделитесь на три команды и подойдете к столам. Каждый из вас получит старославянскую букву. Вам нужно будет  найти  соответствующую ей современную букву.» (проговариваются названия старославянских букв)

Лог: «А теперь я предлагаю поиграть в игру «Собери слово». (на столах остаются буквы современного алфавита, из которых команды собирают слова мама, Родина, мир, книга)

Лог: «Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро», «люди» и т. д. Ребята,  давайте поиграем в игру «Ручеёк», но когда будем выбирать себе пару будем говорить доброе слово или называть ласково по имени, вы скажите то, что подскажет вам сердце в эту минуту.»

 

Лог: «А теперь я предлагаю всем вернуться на свои места. Скажите, ребята, как вы думаете, в Древней Руси ценились знания, грамота, люди, умеющие читать и писать? Конечно, очень ценились, поэтому народ сложил много пословиц и поговорок о знаниях, ученье, книгах. А вы знаете эти пословицы?» (за каждый правильный ответ ребенок получает фишку)

Ученье – свет, а неученье – тьма;

Учиться – всегда пригодиться;

Красна птица пером, а человек – умом;

Ум без книги, как птица без крыльев;
Что писано пером, не вырубишь топором;

Хорошую книгу читать не в тягость;

Золото добывают из земли, а знания с книги;
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать;
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век;
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книг;

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает;
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

 

Лог: «Дети, как вы думаете, откуда люди получают знания? Правильно, из книг. А вы любите читать книги? А что вы любите читать больше всего? Я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете сказки. Отгадайте-ка о них загадки. (за каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце подводится итог двух заданий)


1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...
6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)...

Лог: «Молодцы, ребята! Отлично справляетесь со всеми заданиями. А сейчас давайте поиграем с пальчиками. (проводится пальчиковая гимнастика «Ищем буквы мы по свету»)

       Ищем буквы мы по свету.         (на каждую строку загибаются

Составлять будем слова.             пальцы )

Белый аист длинноногий

Так похож на букву А.

Я на яблочко похожа.

Буква Э на эскимо.

Е на ель похожа тоже.

На обруч гимнастический

Похожа буква О.

Лог: «Ребята, вы хорошо размяли пальчики, поэтому я вам предлагаю сейчас нарисовать буквицы из древнерусских книг. Займите, пожалуйста, места за столами. Перед вами лежат изображения буквиц, только они бесцветные, совсем непривлекательные. Давайте украсим их разными узорами. А потом сделаем выставку в группе!» (дети раскрашивают буквицы. Им на выбор предлагаются краски, фломастеры, карандаши.)

Лог: «Что больше всего вам понравилось сегодня на занятии? О чем сегодня говорили на занятии? О каком празднике вы узнали?»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (22.06.2017)
Просмотров: 870
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей