«Использование карточек- моделей в познавательном и речевом развитии детей».
План.
1.Значение моделирования в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста.
2. Виды моделей.
3.Моделирование как наглядно- практический метод обучения дошкольников
4. Применение схем – моделей в практике работы педагога
5. Понятие мнемотехники, особенности применения в разных возрастных группах
6. Методика работы с дидактическим материалом: мнемодорожки, мнемотаблицы, тактильные дощечки.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Детям приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Известно, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации.
Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию соответствующую поставленной цели, познавать и использовать освоенные способы действий.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В дидактике выделены три вида моделей: Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности. Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде. Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т.д.
Для детей дошкольного возраста доступными являются первые два вида моделей.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом).
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.
Но главное для ребёнка - это не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков, а в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения более высокого интеллектуального уровня детей.
Схемы – модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми с различной речевой патологией, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В коррекционной работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.
Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними
Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами:
1.Постановка цели и мотивация трудового процесса.
2.Отбор предметов труда.
3.Трудовое оборудование.
4.Порядок трудовых действий.
5.Результат труда.
Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.
Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.
Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.
Использование моделирования в дошкольном возрасте как средства познания целесообразно, так как позволяет разрешить противоречие между обобщенностью осваиваемого содержания (свойств и отношений) и доминированием наглядно-образного мышления, непроизвольного характера памяти. С возрастом память становиться произвольной, ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведение сведений, необходимых ему для практической деятельности. Этому способствует мнемотехника. Мнемотехника (в переводе с греческого "искусство запоминания")- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные:
- на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- преобразования полученной информации об объекте из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Этапы работы с мнемотаблицей:
Рассматривание таблиц и разбор того что на ней изображено
Перекодирование информации (т.е. преобразование символов в образы)
Отработка метода запоминания (пересказ с опорой на символы).
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята желтого цвета, мышка – серая и др.
Опорным в таблице является изображение главных героев, через которых идет осознание происходящего в ней.
Что можно изображать в таблице.
В таблице можно изображать персонажей сказки, явления природы, некоторые действия. Важно, что бы нарисованное были понятно детям.
Для детей младшего возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка несет также обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Наряду с мнемотаблицами могут использоваться тактильные дощечки для развития способности запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Цели: развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Для дошкольников можно изготовить набор из 10-15 дощечек (размер 5*10 см) с разной шероховатостью поверхностей. ( натуральный или искусственный мех, наждачная бумага, кусок мягкой ткани, кусок веревки наклеенный зигзагообразно, скорлупа от орехов, крупа, чешуйки от шишки и др.)
Этапы работы: предложить ребенку закрыть глаза, вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать; спросить, что это ему напоминает когда погладит дощечку ( пушистый котик, зубастый волк); взять у ребенка дощечку и предложить открыть глаза.
Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.