Заведующей МБДОУ д/с №34
«Мишутка» В.П. Гончаровой
учителя –логопеда
Е.Г. Шлычковой
информация
о речевом развитии детей МБДОУ д/с №34 «Мишутка» на конец 2016-2017 учебного года
С 24.04.17 по 15.05.17 в МБДОУ было проведено логопедическое обследование детей второй младшей, средней и старше-подготовительной групп. Общее количество обследованных детей – 72 человека ( 2 младшая – 20 детей, средняя группа – 25 ребенок, старше-подготовительная группа – 27 детей.) Проведенная диагностика показала, что у 54 детей речь N, у 18 – имеются различные речевые нарушения.
В течение учебного года в МБДОУ учителем – логопедом проводились индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия по исправлению звукопроизношения у детей-логопатов, а также коррекции грамматического строя речи детей, расширению активного словаря. Воспитателями групп велась ННОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также совместная работа учителя-логопеда и воспитателей групп, отраженная в тетрадях взаимосвязи и направленная на автоматизацию поставленных звуков у детей-логопатов. В течение всего учебного года в вечернее время воспитатели групп по заданию логопеда проводили речевые игры с детьми, разучивали стихи, соответствующие возрасту детей и изучаемой теме, выполняли комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики, а также упражнения на соотнесение речи и движения.
В результате проведенной работы количество детей в МБДОУ, имеющих различные речевые нарушения, сократилось на 12 человек или 40% по сравнению с началом учебного года (30).
В старше-подготовительной группе всего было обследовано 27 детей, отсутствовал 1 ребенок.
Обследование звукопроизношения у детей старше-подготовительной группы выявило, что у 4 детей имеются нарушения звукопроизношения. Это составляет 14,8% от общего количества детей в группе. Проведя сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения у старших дошкольников в начале и конце учебного года, можно сказать, что количество случаев неправильного произношения звуков к концу года уменьшилось на 40% (на 13 чел.)
Проведенная диагностика показала, что уровень развития словаря и грамматического строя речи у всех детей старше-подготовительной группы соответствуют возрастной норме. Выполнение предложенных в ходе диагностики заданий не вызывало затруднений у этих детей. Речевое развитие данных детей 6-7 лет соответствует требованиям ФГОС, а именно:
-дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут построить речевое высказывание в ситуации общения, могут выделять звуки в словах;
- у детей развиты крупная и мелкая моторика;
-усваивают значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
-умеют подбирать слова с противоположным значением;
-правильно употребляют грамматические формы слова;
-умеют строить простые распространенные предложения, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
-владеют понятиями «слово», «слог», «предложение»;
-осознают слоговое строение слова;
-знают печатные буквы, умеют их воспроизводить;
-правильно произносят звуки;
- воспроизводят слова различной звукослоговой структуры
Количество детей с высоким уровнем речевого развития в старше-подготовительной группе к концу данного учебного года составило 33,3%. Это на 1,1% больше по сравнению с началом учебного года (32,2%); со средним уровнем - 66,7%, что на 5,4% больше по сравнению с началом учебного года (61,3%).
В средней группе в речевом обследовании приняли участие 25 человек, отсутствовал 1 ребенок.
Логопедическое обследование детей средней группы выявило, что у 13 детей нарушенное звукопроизношение, это составляет 52% от количества обследованных детей в группе. У 12 человек звукопроизношение соответствует возрастной норме. Экспрессивная речь значительно обогатилась в течение учебного года. Дети 4-х лет активно используют в собственной речи обобщающие слова, относительные прилагательные, большое количество глаголов, научились образовывать названия детенышей животных, уменьшительно-ласкательные формы существительных, не допускают ошибок в согласовании прилагательных с существительными, склонении существительных по падежам, а также в образовании форм множественного числа существительных и глаголов. Затруднения у детей средней группы вызывают задания, направленные на согласование числительных 2 и 5 с существительными, а также образование предложно-падежных форм с предлогами У, ЗА, ПОД, ОКОЛО.
Количество детей с высоким уровнем речевого развития в средней группе 7 человек (28%), а число детей с низким уровнем речевого развития 2 человека (8%), количество детей со средним уровнем речевого развития составило 16 человек или 64% от общего количества обследованных детей в группе.
В логопедическом обследовании второй младшей группы приняли участие 20 детей, отсутствовали 4 человека.
Диагностика речевого развития второй младшей группы показала, что пассивный словарь сформирован у всех детей. Развитие экспрессивной речи у большинства детей соответствует возрастной норме. Наиболее часто встречаемыми ошибками в выполнении диагностических заданий были неправильная классификация предметов одежды и обуви, а также образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и предложно-падежных форм с предлогами В, НА; определение основных цветов. Уровень сформированности звукопроизношения у детей 3-4 лет не соответствует возрастной норме у 5 человек, что составляет 25% от общего количества обследованных детей в группе. Тем не менее результаты логопедического обследования во второй младшей группе показали, что количество детей с высоким уровнем речевого развития составило 7 чел. (35%), а с низким уровнем речевого развития – 2 чел.(10%). Средний уровень речевого развития имеют 11 человек или 55%
В связи с вышеизложенным педагогам групп рекомендовано:
1. Уделять большое внимание в работе развитию звуковой культуры речи детей.
2. Продолжать использовать в работе по развитию речи детей игры, направленные на формирование у детей лексико-грамматических категорий и расширение активного словаря.
3. Привлекать внимание детей к новым словам, помогать подбирать слова, наиболее точно передающие особенности предмета.
4. Собственная речь педагога не должна быть упрощенной; необходимо широко употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью. Более того, речь педагога должна быть грамматически правильной, точной, выразительной, богатой.
5. Сопровождать речью любую совместную деятельность воспитателя и ребенка.
6. Способствовать развитию словотворчества у детей, связной речи детей.
Группы
|
2младшая
|
|
Средняя
|
|
Старше-подготовительная
|
|
Уровень речевого развития
|
Начало учебного года
|
Конец учебного года
|
Начало учебного года
|
Конец учебного года
|
Начало учебного года
|
Конец учебного года
|
высокий
|
-
|
7 (35%)
|
10(40%)
|
7(28%)
|
10(32,2%)
|
9(33,3%)
|
средний
|
-
|
11(55%)
|
13(52%)
|
16(64%)
|
19(61,3%)
|
18(69,2%)
|
низкий
|
-
|
2(10%)
|
2(8%)
|
2(8%)
|
2(6.4%)
|
-
|
Всего обследовано
|
-
|
20
|
25
|
25
|
31
|
27
|
|