Четверг
10.10.2024
23:08
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы доступностью информации о деятельности ДОУ на сайте и в сети Интернет
Всего ответов: 84

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

С раннего возраста приучая ребенка прислушиваться к звукам, мы, родители и педагоги, выстраиваем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и грамотного письма в школе. Прогноз зависит в каждом отдельном случае от соматического здоровья, различных нарушений, а также от структуры личности самого ребенка.

Нарушения звукопроизношения практически не встречаются у детей 5-6- летнего возраста, если родители заблаговременно начали профилактическую работу речевого развития ребенка. Совсем другая картина видна при первичной диагностике ребенка перед школой: нарушения звукопроизношения входит в состав более серьезной патологии. А время профилактической работы упущено. Родителям хочется быстро и все сразу исправить, а это не всегда в их власти. О проблемах детей с речевой патологией знают не только специалисты-логопеды, но и учителя, у которых в классе таких детей больше половины.

Эти игры мы советуем заботливым родителям, бабушкам и дедушкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-Х ЛЕТ

  1. «Похлопай в ладоши, как я»

Взрослый выполняет серию хлопков в ладоши в разном ритме. Ребенок должен повторить за ним хлопки в том же ритме.

  1. «Угадай по звуку»

Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы (ножницами режет бумагу, катит карандаш по столу и т.д.), а ребенок называет (показывает или воспроизводит) услышанные звуки.

  1. «Посидим в тишине»

Ребенок перекладывает предметы, которые, соприкасаясь друг с другом, воспроизводят звон: пищащие игрушки, металлические предметы. Упражнение выполняется 2-3 раза.

  1. «Разведчик»

Перенести из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.

  1. «Угадай, чей голосок»

Взрослый звуками изображает какой-либо предмет или существо (самолет, кошку, собаку), а ребенок угадывает.

  1. «Волшебный сундучок»

Послушай и угадай, что в коробке (сундучке)? (один или несколько предметов – монеты, пуговицы)

  1. «Стишки, потешки, чистоговорки и скороговорки)

Дети не понимают и не могут понять произносимых взрослым слов. Однако различают мелодию, интонацию, сочетание звуков, чувство ритма.

 

 

 

 

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ

  1. «Угадай, кто идет»

Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен». (постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как медведь). Аналогично воробей, зайчик.

  1. «Договори стишок»

Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук:

Самолет построим сами,

Понесемся над…..(лесами).

  1. «Петрушка ошибается»

В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка просит ребенка научить его произносить слова. Петрушка просит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки и слова. Так вместо «стол» - говорит «стул», вместо «лампа» - «шкаф». Петрушка удивляется и просит разъяснить ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-Х ЛЕТ

  1. «Какие бывают слова?»

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко); слова, звучащие громко (тигр); звонкие слова (звонок); тихие слова (шепот).

  1. «Верни слово»

Взрослый называет слово (шепотом, негромко), а ребенок его повторяет («возвращает») обратно громко.

  1. «Это слово звонкое или тихое»

Любимая игрушка хочет научиться произносить разные слова. Какое слово Аленушка ? (ласковое) А рыба? (громкое). Перечисляем вместе с ребенком все тихие, громкие, ласковые слова.

  1. «Какое слово потерялось?»

Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривайте последнее слово:

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему…..(штанишки)

  1. «Радисты»

Ребенок повторяет отхлопанный ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.

  1. «Звуковая мозаика»

Рисуем на листе бумаги сетку (3*3, 4*4…) предварительно с ребенком обговариваем задание. Например: если в слове слышишь звук «а» (или «малыш плачет»), закрашиваешь клеточку красным карандашом, если нет заданного звука – желтым. Можно дать ребенку выкладывать фишки заданного цвета.

 

 

 

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-ТИ ЛЕТ

  1. «Найди себе пару»

Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: песок – носок. Как более сложный вариант задания – подобрать рифму самостоятельно.

  1. «В слове есть звуки?»

Учим ребенка выбирать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

  1. «Подскажи Петрушке звук»

Петрушка называет предметы (картинки), но иногда не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать непроизнесенный Петрушкой звук.

  1. «Что здесь не так?»

Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Угадай, какие слова я задумал. Первое слово - ….ОРОВА. Что это за слово? (Корова). Какого звука не хватает в моем слове? Продолжаем искать задуманные слова.»

  1. «Звуковое домино»

Просим ребенка назвать слово на звук, который был последним в вашем слове (сначала используем картинки).

  1. «Слова длинные и короткие»

Учим ребенка подбирать слова с малым и большим количеством звуков.

 

Литература:

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999
  2. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до 3-х лет. СПб., 1998
  3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994
  4. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1991
  5. Ундзенкова А., Колотыгина Л. Звукарик. Екатеринбург, 2000
  6. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб., 1999
Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (22.06.2017)
Просмотров: 498
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей