ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
С раннего возраста приучая ребенка прислушиваться к звукам, мы, родители и педагоги, выстраиваем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и грамотного письма в школе. Прогноз зависит в каждом отдельном случае от соматического здоровья, различных нарушений, а также от структуры личности самого ребенка.
Нарушения звукопроизношения практически не встречаются у детей 5-6- летнего возраста, если родители заблаговременно начали профилактическую работу речевого развития ребенка. Совсем другая картина видна при первичной диагностике ребенка перед школой: нарушения звукопроизношения входит в состав более серьезной патологии. А время профилактической работы упущено. Родителям хочется быстро и все сразу исправить, а это не всегда в их власти. О проблемах детей с речевой патологией знают не только специалисты-логопеды, но и учителя, у которых в классе таких детей больше половины.
Эти игры мы советуем заботливым родителям, бабушкам и дедушкам.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-Х ЛЕТ
- «Похлопай в ладоши, как я»
Взрослый выполняет серию хлопков в ладоши в разном ритме. Ребенок должен повторить за ним хлопки в том же ритме.
- «Угадай по звуку»
Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы (ножницами режет бумагу, катит карандаш по столу и т.д.), а ребенок называет (показывает или воспроизводит) услышанные звуки.
- «Посидим в тишине»
Ребенок перекладывает предметы, которые, соприкасаясь друг с другом, воспроизводят звон: пищащие игрушки, металлические предметы. Упражнение выполняется 2-3 раза.
- «Разведчик»
Перенести из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.
- «Угадай, чей голосок»
Взрослый звуками изображает какой-либо предмет или существо (самолет, кошку, собаку), а ребенок угадывает.
- «Волшебный сундучок»
Послушай и угадай, что в коробке (сундучке)? (один или несколько предметов – монеты, пуговицы)
- «Стишки, потешки, чистоговорки и скороговорки)
Дети не понимают и не могут понять произносимых взрослым слов. Однако различают мелодию, интонацию, сочетание звуков, чувство ритма.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ
- «Угадай, кто идет»
Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен». (постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как медведь). Аналогично воробей, зайчик.
- «Договори стишок»
Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук:
Самолет построим сами,
Понесемся над…..(лесами).
- «Петрушка ошибается»
В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка просит ребенка научить его произносить слова. Петрушка просит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки и слова. Так вместо «стол» - говорит «стул», вместо «лампа» - «шкаф». Петрушка удивляется и просит разъяснить ошибки.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-Х ЛЕТ
- «Какие бывают слова?»
Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко); слова, звучащие громко (тигр); звонкие слова (звонок); тихие слова (шепот).
- «Верни слово»
Взрослый называет слово (шепотом, негромко), а ребенок его повторяет («возвращает») обратно громко.
- «Это слово звонкое или тихое»
Любимая игрушка хочет научиться произносить разные слова. Какое слово Аленушка ? (ласковое) А рыба? (громкое). Перечисляем вместе с ребенком все тихие, громкие, ласковые слова.
- «Какое слово потерялось?»
Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривайте последнее слово:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему…..(штанишки)
- «Радисты»
Ребенок повторяет отхлопанный ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.
- «Звуковая мозаика»
Рисуем на листе бумаги сетку (3*3, 4*4…) предварительно с ребенком обговариваем задание. Например: если в слове слышишь звук «а» (или «малыш плачет»), закрашиваешь клеточку красным карандашом, если нет заданного звука – желтым. Можно дать ребенку выкладывать фишки заданного цвета.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-ТИ ЛЕТ
- «Найди себе пару»
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: песок – носок. Как более сложный вариант задания – подобрать рифму самостоятельно.
- «В слове есть звуки?»
Учим ребенка выбирать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
- «Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки), но иногда не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать непроизнесенный Петрушкой звук.
- «Что здесь не так?»
Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Угадай, какие слова я задумал. Первое слово - ….ОРОВА. Что это за слово? (Корова). Какого звука не хватает в моем слове? Продолжаем искать задуманные слова.»
- «Звуковое домино»
Просим ребенка назвать слово на звук, который был последним в вашем слове (сначала используем картинки).
- «Слова длинные и короткие»
Учим ребенка подбирать слова с малым и большим количеством звуков.
Литература:
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999
- Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до 3-х лет. СПб., 1998
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1991
- Ундзенкова А., Колотыгина Л. Звукарик. Екатеринбург, 2000
- Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб., 1999
|