Среда
09.10.2024
03:21
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством информации о деятельности детского сада, размещенной на стендах ДОУ
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Анализ работы педагога - психолога 2014г.

 

   Участвуя в педагогическом процессе в целом, организуя взаимодействие  взрослых и детей. индивидуальную работу с детьми,  направленную на профилактику отклонений в развитии, педагог –психолог успешно решал задачи, поставленные на учебный год.

 


Основу полноценного психического развития на всех этапах детства составляет психологический комфорт и психическое здоровье детей.

  Работа педагога –психолога была направлена на создание условий, способствующих охране физического –и психического здоровья детей,  обеспечению их эмоционального комфорта, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

   Участвуя в педагогическом процессе в целом, организуя взаимодействие  взрослых и детей. индивидуальную работу с детьми,  направленную на профилактику отклонений в развитии, педагог –психолог успешно решал задачи, поставленные на учебный год.

   Первостепенной задачей психопрофилактической работы  стало обеспечение  и соблюдение психологических условий, необходимых для нормального психического развития  и формирования  личности на каждом возрастном этапе.

    В этом учебном году детский сад посещали 93ребенка

Результаты семей показывают ,что преобладает достаточно благоприятная  обстановка в семьях , в которых живут наши воспитанники. Семьи в основном полные. Во многих семьях по 2 ребенка. 3 ребенка -11семей.  Все дети живут недалеко от детского сада. Этот благоприятный фон дает широкие возможности для всестороннего развития дошкольников.     Анкетирование среди родителей и результаты  оказались достаточно удовлетворительными: в семьях  преобладают разумная требовательность, демократизм отношений. Уровень эмоционального состояния семьи отражает здоровый образ жизни, атмосферу взаимной поддержки. Значимость ребенка в  семье отметили практически все родители. Дети любимы.  К сожалению   в этом  году  выявлена  и  взята  под  особый  контроль  семья  Горбачева  Димы ( 3 детей, родители  безработные, отец  пьет).

   Образовательный ценз родителей достаточно высок, практически все имеют образование средне- специальное, 25% -высшее. Это способствует взаимопониманию воспитателей и родителей в вопросах воспитания и развития детей. Возрастной ценз родителей от 26до 35 лет.

 Детство период жизни во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного  члена общества, не только подвергающегося воздействию социальной среды, но и сознательно  выстраивающего с людьми и всей  совокупностью социальных  явлений.

     Наша задача помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, обогатиться новым социальным  опытом. Формируясь и развиваясь как личность,  ребенок приобретает не только положительные   качества, но и недостатки. Поэтому, коллектив совместными усилиями стремится уберечь ребенка от нежелательного опыта, в течение года  направлял работу на позитивные линии развития: взаимную любовь, самостоятельность, уверенность в себе, любознательность, активность, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение, стремление к достижению успехов, развитие познавательных и коммуникативных умений, нацеленность игры и фантазии на перспективу, активные условия инструментальных  и предметных действий, ориентированность на задачу и др.

      Для нас очень важно, что на каждом занятии ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. В соответствии  с ФГОС   познавательный интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное развитие ребенка.

       Самый  ответственный период для  развития интеллектуальных  и  творческих  способностей дошкольников  до 7лет. Поэтому работа с детьми подготовительной к школе  группы была  направлена  на  развитие всех психических  процессов:

Восприятие,  памяти, внимания, мышления.

Стимуляция  познавательной активности- основа  успешной  коррекционной и  развивающей  работы.

 Основная  цель в работе  - расширение  зоны ближайшего  развития( последовательный  перевод ее в непосредственный  актив, т.е. в зону актуального  развития ).

   Задача по  созданию ситуации  успеха для  детей в течение  года была решена.

 Результаты  готовности детей к школе.

 

 

Уровень

Начало года

Конец  года

 

Высокий

 

 

5%

 

37%

 

Средний

 

 

 

71%

 

63%

 

Низкий

 

 

24%

 

-

Мотивационная шкала готовности к школе А.Л. Венгер ( тест – опросник ) и тест DS Солдатова.

 

Уровень

Начало года

Конец  года

 

Высокий

 

 

14%

 

89%

 

Средний

 

 

 

86%

 

11%

 

Низкий

 

 

-

 

-

 

Уровень сформированности учебной  деятельности ( декабрь 2013г)

 

Уровень

Начало года

Конец  года

 

Высокий

 

 

29%

 

37%

 

Средний

 

 

 

61%

 

63%

 

Низкий

 

 

10%

 

-

 

Выявление уровня  самоприятия и самооценки дошкольника  определялся по  методике « лестница»  В.Г. Щур.

     В  сравнении  с началом года уровень с началом года уровень  самооценки повысился, дети  адекватно оценивают  поступки  свои и окружающих.

 

    Выделена группа детей, которым необходима « скорая» психологическая помощь.  Работа  с этими  детьми  строилась  спонтанно, в зависимости от  случая, времени   и др. причинами. За  ними   в течение года  ведется наблюдение психолога, воспитателя, организуются встречи, проводятся  индивидуальные беседы в зависимости от  поступка, совершенного  в данный момент .  Постоянно ведется работа с  родителями.  Из  семи  детей этой группы остались 3 человека: Горбачев Д.,  Звягинцев  К.  Винниченко К.

  В  начале  года была  проведена  большая работа с родителями, воспитателями по  адаптации  вновь поступивших детей. По  результатам  анкетирования  и бесед  с родителями, диагностики  изучения  эмоционально   -волевых  проявлений  (  методика Т.Д.  Марцинковской), была  выделена  группа  детей из 9 человек, у которых  нарушена  эмоционально –волевая  сфера.  Задачи  по  преодолению психоэмоционального  напряжения,  по  обогащению  позитивного эмоционального  опыта, поведенческого  репертуара, по  обучению  родителей   и педагогов   эффективным  приемам  взаимодействия с детьми   в трудных  воспитательных   решались  успешно.   Для  решения  задач психологической сферы ( эмоционально –личностной, коммуникативно –личностной  и   личностно – поведенческой)  использовались  психокоррекционные сказки, игры  для задиристых  детей и  гиперактивных детей  и др.

     Главным требованием адекватной  подготовки дошкольников к освоению начал учебной деятельности считаем контроль утомления  детей во время занятий и сохранение интереса детей к ним.

   Обязательно отслеживаем психо –эмоциональное состояние дошкольников и не допускаем их переутомления.

 Целью занятий с детьми является коррекция индивидуально « отстающих» психических функций и процессов  с опорой на способности и задатки ребенка.

    Разработаны индивидуальные педагогические маршруты на группу детей.  Благодаря объективной диагностики определена степень моторных, сенсорных функций, которые задерживаются у части детей по сравнению с другими детьми. Созданы условия положительного отклонения ребенка к процессу формирования этих умений и навыков.

 Одной из задач при подготовке детей к школе ставим мотивационную готовность.

         Желание ходить в школу, выполнять соответствующие обязанности и соблюдать правила должно стать основой формирования мотивационной готовности ребенка, гарантией того, что в новой обстановке дошкольник будет чувствовать себя комфортно.

    В школе перед дошкольником ставят сложные задачи, требующие высокой организации, мобилизации сил, уверенности в себе, самоконтроля, умения перестраиваться. У ребенка может возникнуть эмоциональное состояние  панической тревоги, страха, робости.  Благодаря коррекционной работе, все перечисленные « негативы»  ученика устраняются, он готов радостно и эффективно трудиться. Очень важно, что наши дети, поступающие  из стен детского сада в школу не требуют периода адаптации, для них школа – дом где все знакомо.

           Современная психокоррекция, учитывающая индивидуально - психологические характеристики ребенка и систему отношений в его микросоциальном окружении, способствовала нормализации эмоционального состояния: постепенно вытесняются негативные переживания, повышается социальная активация и самооценочный компонент личности. Использование беседы о страхах (А.И.Захаров) цветового теста М. Люшера (исследование эмоционально - характерологического базиса личности), теста тревожности ( по Р. Темплу, В.А. Амену, М. Дорки), графической методики « Кактус»(определение эмоционального состояния, наличие агрессивности). Позволило выделить группу детей (4-6лет) Совместно с учителем - логопедом, музыкальным руководителем, физинструктором разработали комплексные занятия, юторые решали задачи:

    обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

     развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение;

     коррекция эмоциональных трудностей (тревожность, страхи,

     агрессивность, низкая самооценка);

     обучение детей способам выражения эмоций;

     повышение уверенности в себе и своих силах.

     посильную помощь оказывали родители, которые не только принимали

     советы, но и сами участниками игр и игровых упражнений (« Чужие рисунки», « Иголка и нитка» и др.)

В работе использовали литературу М.И. Чистякова « Психогимнастика» Д\в №9;2007г.. « Тревожный ребенок» Лютова Е.К. Монина Г.Б. « Шпаргалка для родителей», Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и <%утичными детьми» СВ. Капранова» Путешествие с волшебной кисточкой», Чекунова JL         A. « Методические рекомендации с тревожными детьми», Т.А. Данилина, В.Я. Зедченидзе, И.М. Степина « В мире детских эмоций», А.Е. Спивановская « Профилактика детских неврозов», М.Ю. Картушина « Логоритмические занятия в д\с». Значительную роль в этом сыграли сюжетно - ролевые игры (игровая терапия), направленные на самоутверждение, на формирование позитивных взаимоотношений со сверстниками. Учитывался компонент симпатий, объединений по интересам ( материалы обследования межличностных отношений в группе).

Особое внимание в учебном году уделяли психологической готовности к обучению в школе - это обширная группа функций и механизмов, которая включает интеллектуально, личностную и эмоционально - волевую ее формы, выделим важнейшие процессы:

-достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации; -хорошая сенсомоторная координация и двигательная ловкость; -способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событии на фоне снижения роли фантазии, что является основой аналитического мышления; -хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической ее формы;

достаточное развитие мелкой моторики руки;         /   ''.

овладение правильной разговорной речью на основе достаточно развитого
фонематического слуха;

начальное овладение символическими операциями;

зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить
усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.

Совместно с узкими специалистами и педагогами групп, добились высоких резуль­татов ( см. табл.) благодаря комплексному решению коррекционных задач. В работе использовались ситуативные игры, которые помогают ребенку действовать не по образцу в нестандартной обстановке, где он проявляет самостоятельность, смекалку и т.п.

Большинство занятий построены в форме определенного сюжета Проведение занятий в такой форме позволило сформировать положительную мотивация детей к обучению, создать благоприятный эмоциональный настрой, реализовать принцип игровой организации обучения.

Все занятия строились на движении - естественной потребности ребенка. Именно в движении он познает мир, становится исследователем. Вместе с практическими действиями, нацеленными на получение определенного результата, развиваются и внутренние процессы: восприятие и мышление, воображение и память, монологическая и диалогическая речь.

Движение позволяет обследовать предметы, обнаруживать в них те или иные
свойства, сравнивать, делать выводы. На этой основе пробуждается и формируется
собственная творческая активность ребенка.

Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы Титаренко И.Н. педагогом - психологом, учителем - логопедом стимулировали учебную деятельность детей и выявили, что практически все дети хотят учиться и понимают значимость обучения, поэтому с интересом занимались. Результаты обследования на конец года стали достаточно высокими.

Хорошим подспорьем в индивидуальной работе с детьми стали книги « Школа для -родителей», «Готов ли ваш ребенок к школе?», тесты для подготовки к школе А., Герасимова, « Готовность к школе» Жданова Р.А.,

« 359 упражнений для подготовке детей к школе» О.В. Узорова Е. А. Нефедова, «Энциклопедия подготовки к школе» Академия дошкольных наук ( развивающая среда), «Учимся считать, учимся читать», « Учись играя» М.А. Барташникова Интеллектуальные игры для детей»:Шпарева  Г.Т. «Игровые задачи» З.А. Михайлова

«Умные игры  и  умные  дети», « К школьной жизни  готов» В.Г.  Каменская С.В.  Зверев

 

 В течение   учебного  систематически  обновляется  стенд  для  родителей   и педагогов, на сайте детского  сада   существует  страничка   педагога – психолога ,  из которой  каждый  желающий  может  узнать о  новинках  в Отечественной и  зарубежной  детской  психологии, получить  консультативную помощь, на  интересующую  тему, познакомится  с различными  психологическими тестами, играми и т.д. Постоянно пополняется кабинет новинками, пособиями и другими  материалами . Кабинет педагога - психолога всегда рад каждому, кто хочет что - то узнать, выразить мнение, поделиться « секретами» воспитания и развития детей, просто расслабиться.

 

                                                Педагог - психолог       (Л.И. Кислица)

Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (26.04.2014)
Просмотров: 531
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей