Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих  
Четверг
19.10.2017
17:16
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [168]
Новостные сообщения [23]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Знает ли ваш ребенок значение «мигающий зеленый» сигнал?
Всего ответов: 63

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на МО учителей-логопедов и дефектологов г. Новошахтинска 31.01.2017

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему «Инновационные технологии развития лексико-грамматических компонентов речи (лимерик)».

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования  как самостоятельная образовательная область выделена область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.

Тем не менее, психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Одним инновационных методов, помогающих решить данные проблемы, является метод лимерика. Сравнительно недавно педагоги стали применять лимерик для активизации познавательной активности и развития речи детей.

Лимерик -  это короткое стихотворение состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).

Лимерик состоит из пяти строчек,  а рифмуются  они  следующим образом:

Первая и вторая строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.    

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:  

 1 строчка объект (Кто? Что?)

2 строчка   Сравнение или указание на свойство объекта         (какой?)

3 строчка   Действие или взаимодействие с другими объектами     (где?)

4 строчка   (с кем общался?)

5 строчка   Вывод  (утверждение или мораль)

Примеры лимериков       

  Жило - было лето

Шумное,  как ракета.

  По земле летало

 С бабочками играло.

 Вот какое смешное лето.

Существуют  ещё два варианта составления лимериков. 1) переделывается ранее сочиненный лимерик, используя новое начало " Если бы…., но не…":

          Если бы было лето,

          Но не шумное, как ракета,

          По земле бы оно не летало,

          С бабочками бы не играло.

          Вот какое скучное лето.

2) Новые слова зачина будут следующие: "Что было бы…, если бы…"

Что было бы, если бы  лето

         Было не шумное, как ракета,

         То  по земле бы оно не летало

         И с бабочками не играло.

          Лучше пусть будет весёлое лето.

Использование метода лимерика в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда помогает решить следующие задачи:

  • формирования чувствительности к слову;
  • формирования фонематического слуха;
  • автоматизации и дифференциации звуков;
  • работе над слоговой структурой слога;
  • упражнений в согласовании слов в рифмовках;
  • формирования интереса к самостоятельному словотворчеству.

Предварительная работа по составлению лимериков может включать следующую систему заданий:

  1. Договаривание последнего слова в чистоговорках.

 

Са-са-са – укусила в нос оса.

Су-су-су – мы увидели лису.

Се-се-се – скачет белка в колесе.

Со-со-со – укатилось колесо.

В ходе работы необходимо обратить внимание на то, что ударение в последнем слове падает на последний слог. Проговаривать рифмовки следует так, чтобы дети почувствовали ритмический рисунок. Рифмовки можно прохлопать, протопать и т.д.

  1. Придумывание чистоговорок детьми.
  2. Договаривание хором рифмующихся слов в стихотворении.

Работа ведется на основе загадок-складок.

Умываюсь утром рано я водою из-под … (крана).

Вот потеха, так потеха: вторит все за нами … (эхо).

Тому, кто не умеет петь, на ухо наступил… (медведь).

Сильно плачут все вокруг, если мама чистит… (лук).

  1. Работа над понятием рифма.

Работа ведется на примере стихотворений К.Чуковского, А.Барто, Б.Заходера и т.д. Нужно определить рифмующиеся слова, их местоположение, ударение в них.

  1.  Работа над рифмой на полуактивном уровне. Нужно предложить детям подобрать к картинке пару  (ворона – корона, кастрюля – пилюля, топор – двор).
  •  Самостоятельно подобрать рифму к выпавшей картинке.
  • Подобрать картинки в рифму.
  • По выпавшим рифмам придумать двустишье.
  1. Игра «Незнайка и Цветик»

-Чтение главы из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

- определение, кому принадлежит стихотворение, Незнайке или Цветику:

  • Укусила кису муха,
  • И болит у кисы нога (ухо).

 

  • Вот начищу я картошки,
  • Поиграю на трубе (гармошке).

 

  • В огороде вырос лук,
  • И ползет по луку гусеница (жук).

-Исправьте строчку, прохлопайте  ее, протопайте.

-Произнесите тихо, громко; быстро, медленно; весело, грустно и т.д.

  1. Работа с двустишьями.

Детям читаются пары слов в рифму и предлагается по заданной рифме придумать двустишье.

Кастрюля – пилюля, ворона – корона, врач – грач и т.д.

В нашу новую кастрюлю

Уронили мы пилюлю.

 

На дубу сидит ворона,

На носу висит корона.

  1. Буриме – литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще всего шуточных, на заданные рифмы или на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую «игрой в чепуху».

Дети должны придумать стихотворение по парам рифм, так, чтобы сохранился смысл.

Огурец – молодец, лучок – жучок.

 

На грядке вырос огурец –

Он зеленый молодец.

Плохо выглядит лучок:

Ведь ползет по нем жучок.

Этапы работы над лимериками

-Чтение лимериков.

-Объяснение способа их построения.

-Придумывание шуточных выводов к стихотворениям (своим или принадлежащим поэтам, потешкам, русским или английским народным стихотворениям).

-Коллективное творчество.

-Придумывание стихотворения по заданным рифмам (коллективно или самостоятельно), обсуждение предложенных вариантов, выбор лучших из них.

Мальчишка – штанишки, играл – попал.

В Спасске жил мальчишка,

Бегал он в штанишках.

На улице он в мяч играл,

В окно нечаянно попал.

Когда играешь в мяч – смотри по сторонам.

Когда ребенок прошел все этапы работы над звучащим словом, он подходит к самостоятельному словотворчеству. Но для этого необходим высокий уровень сформированности словаря.  Поэтому  первые опыты составления лимериков проходят по определенному алгоритму, который дети уже усвоили. Лимерики и стихотворения, написанные детьми, в дальнейшем можно использовать на ознакомлении с окружающим  миром, с художественной литературой, развитии речи, ОБЖ, ПДД для повышения интереса детей.

Эффективность метода лимериков

Лимерик  помогает самовыражению детей, через сочинение собственных  стихов, изученный на занятиях материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.

Лимерик помогает развить речь и мышление.

Лимерик облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Лимерик — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить лимерики и оценивать их).

Лимерик является игровым приемом.

Метод лимерика– открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу педагогов;

  • использование лимерика не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Вывод: выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода лимерика способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.                                                   

Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (22.06.2017)
Просмотров: 34
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz