Пятница
26.04.2024
06:12
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Пользовались ли Вы официальным сайтом организации, чтобы получить информацию о ее деятельности?
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
 поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
 что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям.
                                                В.А. Сухомлинский.
 
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возраста. Это давало ученому основание считать, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной во все времена.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических форм активной деятельности ребенка-дошкольника, игры. Все больше она уступала место “обучению на занятиях”, или существенно изменялась “дидактизировалась”. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено –  формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль ребёнка в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога  и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.        Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Организация работы по преемственности  школы с ДОУ осуществляется по трем основным направлениям:
  • методическая работа с педагогами;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.
Формы осуществления преемственности:
   1. Работа с детьми:
•         экскурсии в школу;
•         посещение школьного музея, библиотеки;
•         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
•         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
•         выставки рисунков и поделок;
•         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
•         совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
•         посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы);
  • посещение летнего оздоровительного лагеря при школе.
   2. Взаимодействие педагогов:
•         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
•         семинары, мастер-классы;
•         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
•         психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
•         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
•         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
•         открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
•         педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
   3. Сотрудничество с родителями:
•         совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
•         круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
•         родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
•         консультации с педагогами ДОУ и школы;
•         встречи родителей с будущими учителями;
•         дни открытых дверей;
•         творческие мастерские;
•         анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
•         образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
•         семейные вечера,  тематические досуги;
•         визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
•         заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
 
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
 
Интергативные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ
Приложение №1
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС:
  •       физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…;
  • *      любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…
  • *      эмоционально отзывчивый…
  • *      овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками...
  • *      способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
  • *      способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…
  • *      имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…
  • *      овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • *      овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Приложение № 2
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника«Портрет выпускника начальной школы»:
  • *      любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • *      уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • *      любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • *      владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • *      готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • *      доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • *      выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
 
 
Одним из показателей  работы по преемственности и результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей  воспитанников и обучающихся детского сада  и школы  можно считать высокий уровень адаптации обучающихся.

 
Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (04.04.2015)
Просмотров: 1848
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей