Пятница
26.04.2024
00:30
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы комфортностью предоставления услуг?
Всего ответов: 84

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ
 (Подготовительный этап)
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируется лишь количество предложений, их развернутость. Детские рассказы страдают скудостью (подлежащее – сказуемое), наличием слов-повторов ( «ну», «потом», «вот» и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Картина – это окно в чудесный, загадочный, таинственный мир действительности, созданный ребенком.
Педагогам, работающим с дошкольниками, важно сформировать у детей навык рассказывания.
Работа по формированию навыка рассказывания начинается с подготовительного этапа, этапа репродуктивного рассказывания, творческого рассказывания и заканчивая алгоритмом подбора названий к полученным текстам.
Работа по составлению рассказов по картине начинается со знакомства с картиной.
  1. Подготовительная работа.
Подготовительная работа предваряет составление рассказа. Ее назначение велико: чем более тщательно будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказов, тем лучше получаются тексты.
ВИДЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Рассматривание.
Цели: привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей того, что они видят. Педагог должен при этом отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникает необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой обмениваются дети между собой неверна.
  1. Беседа по картине.
Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если удается создать у ребенка впечатление, что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее следующие виды вопросов:
- вопросы, направленные на анализ сюжета картины:
- где спят котята?
- зачем в корзине лежит покрывало?
- для кого девочка приготовила рыбу?
-где лежит рыба?
- вопросы на пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной:
- сколько может быть у кошки котят?
- чем питаются котята? А кошки?
- какие звуки издает кошка, когда она встревожена? Сыта? Когда она спокойна?
- что делает кошка с котятами, если хочет их спасти?
- как называют врача, который лечит кошек?
- вопросы, создающие стимул к фантазированию:
- что могла бы уметь кошка, если бы она выступала в цирке?
- откуда могла взяться рыба, которой кормит кошек девочка?
С помощью двух последних вопросов расширяются рамки картины.
-пресс-конференция.
Эту форму работы можно предложить для старших дошкольников. Дети сами задают вопросы педагогу, а он на них отвечает. Это позволяет повысить познавательную и коммуникативную мотивацию.
  1. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
-Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения: Это спицы, они нужны для того, чтобы вязать шарфы, носки и т.п. Предметы для называния и объяснения: покрывало, кресло, кактус и т.п.
-Построение антонимичных пар – педагог называет слово, дети подбирают к нему антоним: большой – маленький, мягкий – твердый, белый – черный, темный – светлый.
-Построение синонимичных рядов – педагог называет слово, дети подбирают к нему синонимы (в том числе и контекстуальные): кошка – Мурка, домашнее животное, общая любимица, домашний питомец; лента – бант, украшение, девочка – школьница, дочка, Маша, цветы – растения, зелень.
-Нахождение на картине предметов, имеющих несколько значений (многозначные слова): ручки (у девочки и у рамы), ножки (у стола, у кресел, девочки).
-Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины ( с объяснением значения слова ив отдельных случаях): кошка – котенок, котята, кошачий, кошатник, кошатница.
Эффективность словарной работы достигается только в том случае, если ребенок хорошо знаком с инструкциями и имеет игровой опыт.
5. Игры:
-Игры на акцентуацию внимания.
Цели: развивать зрительное восприятие, зрительную память и зрительное внимание; активизировать словарь.
«Назови детали картины».
Картина демонстрируется, через некоторое время убирается, а дети должны назвать как можно большее количество деталей. Затем картина возвращается и называются те детали, которые выпали из зоны внимания детей. Можно усложнить инструкцию: называть предметы вместе с признаком: красные туфли, каштановые волосы, игривый котенок.
«Найди предмет».
Педагог просит найти предмет на картине (обычно это маленький, наименее заметный предмет или предмет, имеющий важное значение для понимания ситуации): кактус, пуговица, молоко и т.п.
«Классификации».
Педагог просит назвать имеющиеся на картине игрушки, живые предметы, все зеленое, мебель, шерстяное, мягкое и т.п.; предметы, имеющиеся на картине в нескольких экземплярах, звучащие, имеющие запах и т.п.
Эффективность этих игр возрастает, если добавить мотив: проведение дидактической игры «Разведчики», конкурса на самого внимательного и наблюдательного ребенка.
-Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения; активизировать словарь.
«Что с чем?»
Дети называют по два предмета, имеющихся на картине, и объясняют связь между ними: кошка и котята – у кошки 3 котенка, тарелка и рыба – на тарелке лежит рыба.
«Ассоциативные ряды или круги»
Педагог называет слово, а дети должны найти предметы или слова, ассоциативно связанные с ними: животные – кошки, человек –девочка, еда- рыба,молоко,мебель –стол, кресла,кошка –корзина, рыба, котята (в этом случае каждая связка объясняется).
Сенсорные игры.
Цели: развивать тактильное чувство; формировать цветовые представления; обогатить детей сенсорными впечатлениями, ввести их в жизненный опыт ребенка; активизировать словарь признаков. Такие игры особенно важны для детей младшего дошкольного возраста.
«Сенсорная копилка»
Подобрать предметы, изображенные на картине, предоставить их детям для тактильного ознакомления. По мере ознакомления называть признаки. Здесь можно использовать прием сравнения с другими предметами: клубок теплый, как мех кошки; кресло мягкое, как подушка.
«Чудесный мешочек»
Подобрать предметы, аналогичные предложенным в сюжете. Дети на ощупь угадывают их, объясняя, что помогло им отгадать предмет.
«Раскрась так же»
Воспитатель предлагает детям контурные изображения предметов. Нужно найти на картинке соответствующий предмет, определить его цвет и раскрасить по образцу, назвать предмет вместе с признаком, называющим цвет. (красный мяч).
Языковые игры.
Цели: выявлять языковые закономерности; формировать навык использования данных закономерностей в речи; формировать грамматические формы русского языка; развивать языковое чутье.
«Скажи ласково».
Нужно найти на картине предметы, которые можно назвать существительными в уменьшительно-ласкательной форме (котенок, лапки, ушки, мячик).
«Множественное число».
Найти предметы, которые можно назвать существительными во множественном числе (котята, растения, кресла, спицы, банты).
«Действия»
Назвать действия по картине (несет, лакает, трется, играют).
«Рифмы»
К названным словам подобрать рифмы по картине: ребята – котята, картина –корзина, вскачь –мяч, птицы –спицы.
«Доскажи словечко»
Посмотрите-ка, ребята,
Ведь играют тут …..(котята).
 
Вот пустилось что-то вскачь.
Рассмотрели – это ….(мяч)
 
Очень чисто вымыт пол,
На него поставим….(стол)
 
Далее можно приступать к составлению рассказов. Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный и творческий.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М., 2006
2. Граб Л.М. Творческое рассказывание. Обучение детей 5-7 лет.- Волгоград, 2012
3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР.- М., 2005
4. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников.- М., 2005
5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.- М., 2005
6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.- М., 2001
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (20.03.2015)
Просмотров: 983
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей