Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих  
Среда
26.06.2019
05:48
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [168]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
. Вам нравятся утренники, проводимые музыкальным руководителем
Всего ответов: 11

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Конец 20 - начало 21 века в нашей стране характеризуется резким ухудшением здоровья людей и детей в том числе. По данным статистики растет и число речевых расстройств. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией ЦНС, информационные нейропсихические перегрузки.
Наблюдая за детьми – логопатами, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности поведения.
Движения детей, страдающих нарушениями речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеет место суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.
Для детей-логопатов характерно наличие гиперкинезов и синкенезий.
В развитии неречевых психических функций отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается дыхание, страдают все отделы периферического механизма. Дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отличается астенизация организма,  вялость, сниженный мышечный тонус.
Становится важным вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовали неречевую симптоматику?
Известно, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детей, являясь условием для их нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является улучшение эмоционального фона, улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого- педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, т.к. в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Именно этим требованиям соответствует система работы по логоритмике.
Исследования показали, что благодаря занятиям логоритмикой, у детей – логопатов   развиваются не только речь и неречевые функции, но и улучшается состояние здоровья: они меньше болеют, становятся более ловкими, выносливыми, сильными. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням.
Логоритмика – это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Оздоровительные задачи логоритмики:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие дыхания;    
- развитие координации движений и моторных функций;
- воспитание правильной осанки, походки;
- развитие силы, ловкости, выносливости.
Осуществление оздоровительных задач на логоритмических занятиях происходит путем выполнения специально подобранных упражнений, каждое из которых служит для развития физического и психического здоровья воспитанников.
1. упражнения на развитие у детей дыхания, голоса и артикуляции проводятся для нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность. (упражнение «Журавлики», распевка приветствия, артикуляционная гимнастика «Птичка»)
Конец 20 - начало 21 века в нашей стране характеризуется резким ухудшением здоровья людей и детей в том числе. По данным статистики растет и число речевых расстройств. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией ЦНС, информационные нейропсихические перегрузки.
Наблюдая за детьми – логопатами, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности поведения.
Движения детей, страдающих нарушениями речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеет место суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.
Для детей-логопатов характерно наличие гиперкинезов и синкенезий.
В развитии неречевых психических функций отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается дыхание, страдают все отделы периферического механизма. Дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отличается астенизация организма,  вялость, сниженный мышечный тонус.
Становится важным вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовали неречевую симптоматику?
Известно, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детей, являясь условием для их нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является улучшение эмоционального фона, улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого- педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, т.к. в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Именно этим требованиям соответствует система работы по логоритмике.
Исследования показали, что благодаря занятиям логоритмикой, у детей – логопатов   развиваются не только речь и неречевые функции, но и улучшается состояние здоровья: они меньше болеют, становятся более ловкими, выносливыми, сильными. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням.
Логоритмика – это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Оздоровительные задачи логоритмики:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие дыхания;    
- развитие координации движений и моторных функций;
- воспитание правильной осанки, походки;
- развитие силы, ловкости, выносливости.
Осуществление оздоровительных задач на логоритмических занятиях происходит путем выполнения специально подобранных упражнений, каждое из которых служит для развития физического и психического здоровья воспитанников.
1. упражнения на развитие у детей дыхания, голоса и артикуляции проводятся для нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность. (упражнение «Журавлики», распевка приветствия, артикуляционная гимнастика «Птичка»)
2. упражнения, регулирующие мышечный тонус, помогают детям почувствовать свои мышцы, учат управлять движениями. Выделяют общеразвивающие и коррекционные упражнения. В общеразвивающих  упражнениях чередуются напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия. Чувство равновесия развивается у детей в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания. Эти упражнения выполняются под музыку. (упражнение «Прогулка»)
3. для коррекции поведения у детей при выполнении заданий используются счетные упражнения. (упражнение «Накорми птиц»)
4. нормализация темпа общих движений содействует формированию правильного речевого темпа. У детей с нарушениями речи отработка темпа движений происходит во время шага, бега, при построениях, в упражнениях с предметами. Ритмические упражнения служат средством формирования и развития у детей с речевой патологией чувства ритма и выразительности в движении и речи. Обучение детей воспроизведению ритмического рисунка проводится посредством хлопков, звоном бубенцов, отстукиванием на барабане, игры на дудочке. Важное место занимает формирование чувство коллективного ритма. Наибольший эффект достигается при использовании плясок, танцев, хороводов. (ритмическое упражнение «Перелётные птицы»)
 
5. в занятия по логоритмике включаются речевые упражнения с одновременным выполнением действия без музыки, направленные на развитие у детей координации движений и моторных функций. (упражнение «Птичка песенку поёт»)
6. неотъемлемой частью логоритмических занятий являются упражнения, активизирующие внимание. Они формируют быструю и точную реакцию на слуховые и зрительные раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную; умение воспроизводить ряд последовательных движений, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений. Для сопровождения упражнений на развитие внимания широко используются слово, музыка, жесты. (подвижная игра «Птицы», коммуникативная игра «Дрозд»)
7. на занятиях по логоритмике широко используется пение. Пение – сложный процесс звукообразования, где важны координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. (пение с движением «Кукушка»)
8. на логоритмических занятиях используется самостоятельная музыкальная деятельность. Дети по своей инициативе поют, водят хоровод, исполняют пляски. Здесь движения ограничены по количеству, а главным действующим элементом является эмоциональный фактор. (пластические этюды)
9. подвижные игры характеризуются большой эмоциональностью. В них включаются бег, прыжки, ходьба, которые требуют быстроты реакции, силы, ловкости. (подвижная игра «Скворечники»)
10. широко используются специальные упражнения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, а также мимические упражнения. (артикуляционная гимнастика «Птичка»)
11. упражнения на релаксацию способствуют расслаблению и предупреждают возникновение эмоционального и мышечного напряжения.  (релаксация «Полёт птицы»)
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (05.08.2014)
Просмотров: 1088
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz