Чтение – один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом.
Успешность овладения чтением у детей тесно связана с уровнем овладения звукопроизношением, развитием фонематического слуха и сформированностью функций анализа и синтеза.
Всем детям дошкольного возраста интересны буквы. Но часто случается так, что после первого знакомства интерес пропадает, названия букв не запоминаются, а значит, и дальнейший путь по формированию навыка чтения прерывается. Некоторые дети воспринимают и запоминают букву как картинку. А для других детей нужно разобрать ее по кусочкам, снова собрать, сравнить с другими, только тогда она останется в памяти.
Этапы формирования навыков чтения:
1. Овладения звуко-буквенным чтением;
2. Послоговое чтение;
3. Становление синтетических приемов чтения;
4. Синтетическое чтение.
Все методики по обучению детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные знаки в звуки, звуки – в слова, а слова – в предложения. Но если понимать под чтением не бойкое движение по букварю под руководством воспитателя, а чтение книги (т.е. чтение в собственном смысле слова), то умение это является хоть и необходимым, но недостаточным. Кроме того, и оно зависит не только от прогрессивности и совершенства тех методов и приемов, при помощи которых малыша обучают читать, и не только от виртуозных качеств воспитателя, но и от наличия у самого ребенка внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно он, а не что-либо иное, определяет успехи любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.
Почему же он должен хотеть читать? Золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в воспитательском кармане, а в кармане читающего родителя.
Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым.
Желание ребенка читать, а потом и писать, заниматься сочинительством – две ветки одного дерева. Их корень – интерес ребенка к живому слову. Чем является для ребенка слово? Оно сродни фантастическому существу, способному к превращению, обладающему магическими возможностями порождать предметы, явления и целые миры. И ребенок получает огромное удовольствие, обнаруживая эти его особенности, играя словами. Воспитатель должен только вовремя и умело включиться в это замечательное занятие, помогая ребенку пополнить арсенал словесных игр и превращений. Как играть словами? (игры для детей 4-5 лет)
Чтобы словами поиграть,
Надо научиться врать!
Не удивляйтесь! Врака враке рознь. В фольклоре для этого существует более точное слово – небылицы, небывальщина.
По поднебесью, братцы, Медведь летит,
Медведь летит,
Хвостом вертит!
Предложите ребенку игру «Кто кого переврет?» или «Кто кого перенелепит?»
Играющих может быть 2, а может быть две команды по 3-4 человека. Играющий одной команды придумывает враку:
-А я видел, как кошка по небу летела!
Игрок другой команды продолжает:
-А я видел, как самолет на тучу лаял!
Дети очень быстро понимают, что придумывать – совсем не просто, особенно что-то новенькое. Чтобы победить, приходится напрягать воображение, искать образы, подбирать слова.
«Лошаденок»
Представьте, что ребенок должен запомнить названия детенышей животных, и в его речи появляется лошаденок. Конечно, он должен узнать настоящее название детеныша лошади, но почему бы и за лошаденком не оставить право на существование? Может, поселить его вместе с коровенком, овченком и т.д. на волшебном острове, где возможна захватывающая, полная событий туземная жизнь? Но поскольку никто толком не знает, как выглядят обитатели этого острова, необходимо нарисовать их портреты, уточнить, чем они питаются, как спят, что любят делать. А это уже огромный совместный труд (взрослого и ребенка) по созданию «Энциклопедии» неизвестных животных. «Висит груша - нельзя скушать»
Замечательное, и до сих пор неоцененное по достоинству занятие – загадывание загадок. Когда ребенок запомнит достаточно много загадок с отгадками, можно устраивать «загадочные» состязания: сначала один загадывает загадку, потом – другой. У кого быстрее загадки закончатся, тот проиграл. Следующий этап – самостоятельное придумывание загадок (составление описательных загадок). Например: вы садитесь завтракать и говорите перед началом еды:
- Я задумала предмет, который стоит на столе. Он плоский, круглый, белый.
Ребенок догадался, что это тарелка, и предлагает вам свой вариант загадки. По такому же принципу можно сочинять и загадки о животных.
Существует наиболее трудный вариант игры в загадки. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные выбирают какой-то предмет, который водящему нужно отгадать. Указывается место, где этот предмет находится: на столе, на потолке, около окна. Водящий возвращается и пытается определить задуманный предмет с помощью вопросов:
-Он плоский? Он красного цвета? Он из дерева?
Остальные игроки имеют право отвечать «да» или «нет». Чтобы участвовать в этой игре, нужно владеть достаточно широким набором свойств для характеристики предметов. «Запретные слова»
Самый известный вариант игры в запретные слова – «Черный с белым не носить, да и нет не говорить». Это диалог, в котором ведущий задает вопросы, пытаясь вынудить отвечающего к употреблению слов «черное», «белое», «да», «нет». Например:
-Вы поедете на бал?
-Поеду.
-И, конечно же, наденете ослепительно белое платье?
Через некоторое время дети научатся виртуозно избегать запретных слов. А потом и водить. Можно придумать и свой вариант подобной игры. «Почта»
Необходимо повесить почтовый ящик. А можно ящик и не вешать, а создать тайник. Место, откуда достаются письма, должно быть особенным. И маленький конверт обязательно должен быть запечатанным. И мало ли кто может прислать письмо! И Доктор Айболит, и Дождевой Червяк, и Малыш из дальней страны! Даже если ребенок знает, что дождевые червяки не умеют писать, в этого- автора письма – он захочет поверить. Потому что больше всего на свете любит играть и постоянно готов к свершению чуда. «Почтовая» этика требует не оставлять письма без ответа. ИГРЫ С БУКВАМИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ) «Буквенное лото»
Игровые карты содержат буквы разной величины и цвета, расположены в произвольном порядке. Ведущий вытаскивает карточки (фишки) с буквами, показывает их детям и называет. Тот, у кого есть названная буква, забирает фишку себе и закрывает ею букву. Выигрывает тот, кто первым закроет все буквы на карточке.
Усложненный вариант: ведущий не показывает букву, а только называет ее. «Лото для детей, начинающих читать»
Из картона делаются карточки размером 4х7 и обклеиваются цветной бумагой. Затем карточка разделяется линией неправильной формы на две части: 2х7см и 5х7см. В большей части рисуется изображение предмета, а в меньшей пишется его название. Карточки разрезаются по намеченной линии. Ребенок имеет систему подсказывающих опор – цвет фона, форма разреза.
1 вариант игры: дети получают карточки с рисунками. Ведущий вынимает карточки со словом и показывает их играющим. Все вместе дети указывают, какое это слово. Карточку забирает ребенок, у которого есть соответствующее изображение.
2 вариант: дети получают карточки со словами. Ведущий вынимает карточки с рисунками. Каждый ребенок вынужден сам догадываться. Какое слово у него написано. «Следы»
Это упражнение для тех, кто знает буквы, но еще не очень.
Обрисуйте ножку ребенка на бумаге и вырежьте его след. Сделайте несколько таких следов и на каждом из них нарисуйте по одной букве. Буквы должны быть крупными. Лучше использовать два цвета: синий – согласные, красный – гласные. Разложите следы в виде дорожки и предложите ребенку пройти по ней, но перед тем как наступить на след, ребенок должен назвать букву. Можно чередоваться с ребенком и тоже проходить дорожку, а иногда «ошибаться» и называть букву неправильно – ребенок будет исправлять.
Это упражнение можно использовать, когда малыш будет учиться читать слогами,т.е. опять вырезаете следы, только вместо букв пишите на них слоги: «БА», «ВА», «ГА» и т.д. «Надписи»
Напишите названия предметов, которые вас окружают, крупными буквами и приклейте к соответствующим предметам. Т.е., на стол следует приклеить слово «СТОЛ», на дверь – «ДВЕРЬ» и т.д. Ребенок очень быстро поймет принцип игры и будет называть просто предметы, но слова все равно запомнит. Для эффективности напишите те же слова еще раз и просто показывайте их ребенку, а он будет их читать. У детей феноменальная память. Когда ребенок будет легко читать данные слова, их можно заменить прилагательными. Например: на стол наклеить слово «деревянный», на окно - «стеклянное». «Волшебная коробочка»
Напишите буквы на маленьких листочках. Сверните листики так, чтобы не было видно написанную букву, и положите в какую-нибудь коробочку, «волшебный мешочек» и т.д. Задача проста – ребенок достает листочек и называет букву. «Игра с буквами»
Если ребенку трудно запомнить какую-то букву, могу предложить такую игру: на трех листиках вы пишите, соответственно, три буквы (две из которых – знакомые, а третья – незнакомая). Первый этап – вы называете буквы сами, второй – «покажи мне букву», третий – «назови букву». Если ребенок ошибается, спускаетесь на предыдущую ступеньку (т.е., если ошибается на третьем этапе, то повторяете второй и т.д.)
Ребенку понравится процесс обучения, если он будет в игровой форме. Например: отнеси букву «А» папе; покажи букву «Б» бабушке; положи букву «А» под стол; спрячь букву «Б» себе в карман и т.д. «Буквенные сказки»
Буквенные сказки полезны для всех детей, потому что в них есть и графический образ буквы, и анализ ее элементов, и соотнесение образа буквы с названием. Сказки дети могут пересказывать, чтобы лучше запомнить букву.
БУКВА А.
Жила на свете буква. У нее были две прямые и длинные ноги. Буква любила ходить по дорожкам. Только одна была беда у этой буквы: ее длинные ноги все время раздвигались и расползались в разные стороны. Она все время падала и плакала: «А-а-а!» Буква не знала, что делать. Думала она, думала и придумала. Взяла и завязала поясок, и тут же ноги перестали разъезжаться. «А-а-а!» - обрадовалась буква. С тех пор ее и стали звать: буква А.
БУКВА Г.
Собрались буквы вместе и стали хвастать. Буква Д сказала:
-Посмотрите, я похожа на домик.
Буква П ее перебила:
-А я похожа на турник.
Даже буква У закричала:
-Я похожа на сучок дерева.
Вдруг к ним подошла новая буква, она сказала:
-Посмотрите на меня, я похожа на гуся, ведь у меня такая же длинная шея, а на шее головка, и я умею гоготать, как гусь: «Га-га-га!» Она так громко и быстро кричала, что все буквы услышали только : «Г-г-г». Так и назвали ее: буква Г. Игра с картинками в книжке или журнале.
Эти игры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется - это старые журналы с картинками и без.
Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев - учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу - ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте!), например, "до" - дом, долина, ледокол…
Следующий этап - ищем слова. Начинать надо с простых - он, мы, они, дом. Магазин.
Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лото можно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных. Картинки разложите на столе. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки и ищут среди картинок на столе подходящую - предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если не найдет, значит "уходит из магазина без покупки".
Выигрывает тот, кто больше наберет "покупок" Кто здесь живет?
Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету - кому что интереснее. В окошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.
Прикрепите к доске домик, и в пустые окошки впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова живут в этом домике.
Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, осел. Бросаемся слогами.
Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
- Ко - …мар; …са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; …мовар.
- Де - …рево; …вочка; …ти.
Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО - ляс - ка. Но не кА - ля - Ска. Поиск.
Для игры вам понадобятся сначала карточки с буквами, а затем со слогами.
Разложите карточки в комнате на разных предметах - столе, диване, подоконнике, прикрепите к шторам, картине. А теперь ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены. Например, карточка с буквой "С" лежит на диване - это неправильно, она должна лежать на столе.