Среда
09.10.2024
03:43
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Знает ли ваш ребенок значение сигналов транспортного светофора?
Всего ответов: 65

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»

 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Одним из направлений работы по речевому развитию старших дошкольников является подготовка к обучению грамоте. Целевые ориентиры, определенные в ФГОС ДО, по данному направлению речевого развития детей включают в себя следующие аспекты:

-владение ребенком понятиями «слово», «слог», «предложение»;

-осознание слогового строения слова, осуществление слогового и звукового анализа слов (двухсложные с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

-умеение составлять графические схемы предложений, слов, слогов;

-знание печатных букв (без употребления алфавитных названий), умение их воспроизводить;

-правильное произнесение всех звуков;

-воспроизведение слов различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста)

 В соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей представлений о слове и предложении. Старшие дошкольники должны уметь делить предложения на слова, считать слова в предложении, называть слова в порядке их расположения в предложении. В подготовительной к школе группе учат детей слоговому и звуковому анализу слов. Для анализа им предлагаются двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами; называются звуки в словах, состоящих из трех – четырех звуков.

 Работа по подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет не может идти в отрыве от работы по развитию звуковой культуры речи. Раздел «Звуковая культура речи» в основной образовательной программе «От рождения до школы» содержит следующие требования:

-у детей 6-летнего возраста должно быть сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове;

-дети 7-летнего возраста должны четко произносить все звуки родного языка;

-у детей 7-летнего возраста формируется умение определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот);

-дети подготовительной группы должны уметь подбирать слова, начинающийся на определенный слог.

С точки зрения  логопеда на работу по обучению детей грамоте, необходимо отметить, что в основе грамотного письма и чтения лежит умение ребенка различать звуки речи – фонемы. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза происходит через осознание звукового строя языка. Выполняя шаг за шагом разнообразные упражнения, ребенок учится не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные – твердые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него развиваются речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретает графические навыки.

Центральное место в работе по обучению грамоте занимают упражнения по обучению осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. В их основе лежат тщательно подобранные предметные картинки, которые помогают ребенку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой дается схема этого слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков (клеточек) соответствует количеству звуков.

Схема является для ребенка опорой: произнося слова по звукам, ребенок отмечает на схеме их последовательность и качество, используя специальные цветовые символы. Обычно в школьной практике гласные звуки и буквы принято обозначать красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие – зеленым.

На схеме ребенок отмечает не только звуки, но и слоги, определяя границу слога вертикальной линией. Под графической схемой в клетки ребенок может вписать слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа, переводить звуки в буквы и упражняться в чтении записанных слов. Выбор цвета при написании буквы зависит от качества звука, который она обозначает.

Слова для анализа даются в постепенно усложняющейся последовательности и подобраны таким образом, чтобы написание слов не расходилось с произношением.

В процессе обучения анализу у детей формируется представление о соотношении между буквами и звуками: ведь чтобы запомнить букву необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого свою очередь нужно слышать, как он звучит, иначе не вырабатывается необходимая связь между звуком и буквой.

Нельзя путать понятия буква и звук! Звук – слышим и произносим, а букву – видим и пишем.

Принцип построения занятий – от звука к букве. Прежде, чем познакомить ребенка с буквой, научите его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику его и цветовое обозначение. И только после успешного выполнения упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, быть одновременно серьезными и занимательными – от этого во многом зависит эффективность. Хвалите ребенка за старания и успехи, шутите, играйте, соревнуйтесь – пусть он выйдет победителем. Занятия проводятся регулярно, 2 раза в неделю, по 20-25 мин. Количество предлагаемых ребенку заданий определяется индивидуально с учетом его возможностей и подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Оргмомент

Участники вытаскивают карточки с изображением предметов, в названии которых есть звуки М,Н. Те, у кого слова со звуком М, - первая команда, у кого оказались слова со звуком Н – вторая команда. Выбираются члены жюри.

(малина, носки, кормушка, сом, енот, банан)

2. Подбор слов с заданным звуком. Определение места заданного звука в слове.

А) каждому участнику команды дается задание подобрать по 3 слова со звуком Л в середине слова; со звуком Т в конце слова. Жюри подсчитывает ошибки. Побеждает та команда, у которой меньше ошибок.

Б) участникам команд раздаются предметные картинки со звуковыми схемами слов. Необходимо найти место заданного звука на схеме и закрасить кружок нужным цветом. Жюри подводит итоги всего конкурса.

3.Деление слов на слоги. Подбор слов с заданным слогом.

А) при помощи хлопков разделить слова на слоги, сказать сколько слогов в слове. Для первой команды: аист, баран, балкон, тигр, очки, портрет, баранка, варенье, ежик. Для второй команды: осел, шмель, картина, остров, полотно, ялик, селенье, воротник, ельник.

Б) в течение 1 мин участники команд должны придумать как можно больше слов с заданным слогом в середине слова. ( первая команда подбирает слова в середине со слогом ДА, вторая – БА). Жюри подводит итоги всего конкурса.

4. Звуковой анализ слов.

Участники команд получают карточки со словами для звукового анализа. В течение 1 мин каждый проводит звуковой анализ своего слова, составляет схему, делит на слоги, ставит ударение, характеризует звуки, подсчитывает количество звуков и букв, называет звуки, называет буквы.

(яблоко, орехи, ульи, поляна, еж, перья)

5. Посчитай слова

А) участники команд получают карточки со словами. Они должны посчитать сколько слов имеют больше звуков, чем букв; сколько слов содержат больше букв, чем звуков; сколько слов имеют одинаковое количество букв и звуков?

(самолет, ясли, пальма, устье, пустяк, шмель, пояс, ночь, ночка, йод, объезд, короед, болезнь, уезд, салют, плед, соловьи, почтальон, явь, лень)

Б) команды получают карточки со словами, начинающимися на букву О. Необходимо посчитать, сколько слов начинаются со звука О.

(окно, ослик, очки, облако, один, овца, окна, обезьяна, осока, овцы, осел, оправа, оладьи, образ, опасность, осторожность, очи, обруч, облака, обучение, орда, остров, окунь, ожо г, они, он, осколки, осы, олень, окрас)

Жюри подводит итоги конкурса.

6. Физминутка

А — начало алфавита

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко. ( должны стоять широко

расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

Буква Е

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Буквой Л расставим ноги

Буквой Л расставим ноги,

 Словно в пляске — руки в боки.

 Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо,

 Получается на славу! Молодцы!

 (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)

7. «Исправь ошибки»

А) Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.
Б) Воспитатель просит определить место звука [з] в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.

В) Воспитатель просит определить место звука Ж в словах: жук, кожа, Женя, ложки, нож.

Г) воспитатель просит детей подобрать слова со звуком Н и засчитывает следующие ответы детей: ноги, ножницы, канат, кнопка, пони, сон, конь.

Жюри оценивает выполнение задания.

8. Блиц-опрос

1. Какая единица языка самая маленькая? (звук, фонема) Какая самая большая? (текст) Назовите все единицы языка в порядке возрастания. (звук, слог, слово, предложение, текст)

2. Какие буквы не имеют звуков? (я, е, ё, ю, ь,ъ)

3. Какие звуки всегда твердые? (ж,ш,ц)

4. Какие звуки всегда мягкие? (й, ч, щ)

5. Сколько гласных звуков? Назовите их. ( 6: а, о,у, и, ы, э)

6. Сколько гласных букв? Назовите их. (10: а, о, у, и, ы, э, е, ю, ё, я)

7. Сколько букв в русском алфавите? (33)

8.Чем отличаются звуки от букв?

9. Какие звуки являются слогообразующими? (гласные)

10.Какой буквой обозначаются звуки Ф,ФЬ? (эф) Звуки Х,ХЬ? (ха) Звук Ш? (ша) Звук Щ? (ща) Звук ЧЬ? (че) Звуки К,КЬ? (ка)

Жюри оценивают результаты блиц-опроса. Затем подводят итоги всей игры.

11. Итог

Какие затруднения вы испытываете в понимании и применении терминологии по звуковой культуре речи, по обучению детей грамоте?

Оцените, насколько полезным был представленный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: помощь воспитателям в овладении практическими навыками обучения детей элементам грамоты.

Задачи:

-актуализация знаний педагогов по звуковой культуре речи и обучению дошкольников элементам грамоты;

-распространение логопедических знаний в воспитательской среде;

-выработка единой стратегии в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи

Оборудование: предметные картинки по звукам М,Н; листы бумаги, ручки, цветные карандаши по количеству участников; предметные картинки со звуковыми схемами слов; предметные картинки для самостоятельного звукового анализа; карточки со словами для подсчета.

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

  1. Теоретическая часть

А)  Неразрывность развития звуковой культуры речи и обучения элементам грамоты;

Б) Значимость обучения осознанному звуковому анализу и синтезу слов  в работе по обучению детей элементам грамоты;

В) Соотношение понятий буква и звук.

2. Практическая часть

А) выполнение практических упражнений по подбору слов с заданным звуком, слогом, нахождению места заданного звука в слове;

Б) выполнение упражнений по звуковому анализу слов;

В) игровая ситуация «Исправь ошибку»

Г) блиц-опрос для воспитателей

3. Итог семинара-практикума

  

Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (22.06.2017)
Просмотров: 1695
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей