Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей, - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные. По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться.
Передозировка похвалы вредна!
• Не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
• Не хвалить больше двух раз за одно и то же;
• Не хвалить из жалости;
• Не хвалить из желания понравиться. Типы похвалы
1. "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов). 2. "Аванс" – это похвала за то, что будет. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда, то же самое, что говорить неправду. Надо обязательно хвалить утром и на ночь.
Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
Наказание.
При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Рекомендуемые формы наказания
• вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
• лишение поощрений и привилегий;
• осуждение поведения; Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Правила наказания
1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если, кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан, значит, прощен страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремитесь переделывать ребенка, а также не допускайте, чтобы он жил в страхе перед наказанием.