Суббота
20.04.2024
12:34
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ д/с №34 " Мишутка"
Главная РегистрацияВход
Каталог статей »   
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [167]
Новостные сообщения [26]
Сообщения о деятельности детского сада

Наш опрос
Проговариваете ли вы со своим ребенком маршрут движения в детский сад и из детского сада домой?
Всего ответов: 65

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация педагогов с целью укрепления психологического здоровья и повышения стрессоустойчивости
Консультация педагогов с целью укрепления психологического здоровья
и повышения стрессоустойчивости

 
 
Цель консультации: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.
Задачи:
• овладение теоретическими знаниями о проблеме "профессионального выгорания";
• обучение педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.
Продолжительность: 40–50 минут.
Методы работы:
• психопросвещение (консультация, представление наглядной информации);
• психоконсультирование (групповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).
Перед консультацией предварительно проводится тестирование педагогов с помощью Бостонского теста на стрессоустойчивость.
Предлагаемый ниже материал частично можно представить в форме презентации.
 
Группы людей по стрессоустойчивости
Представители разных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил. Это не что иное, как признаки профессионального выгорания. Через 20 лет работы в сфере образования у подавляющего числа педагогов наступает "эмоциональное выгорание", а к 40 годам работы "эмоционально сгорают" все педагоги.
Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов: запускающий его механизм обусловлен не только внешними обстоятельствами, но и личными особенностями человека, например отсутствием психологической гибкости.
Специфика педагогической работы заключается в том, что в ней возникает много ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от педагогов значительного вклада в установление доверительных отношений и умения снимать эмоциональную напряженность делового общения.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Способность преодоления "выгорания" может быть рассмотрена в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:
1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
3. Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.
4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.
Но почему один человек является стрессоустойчивым, а другого таковым назвать нельзя? Ученые техасского университета провели исследование на мышах и выяснили, почему некоторые подвержены стрессу больше, чем другие.
В ходе исследования ученые наблюдали за поведением нескольких миролюбивых мышек и одной драчливой, которые были помещены в одну клетку. Спустя 30 дней их сожительства оказалось, что часть мирных мышек испытывала сильный стресс после взаимодействия с агрессивным сородичем. Другая же часть, наоборот, очень быстро восстанавливалась. Сравнивая тех и других грызунов, ученые обнаружили, что у ранимых мышек уровень нейротрофического фактора головного мозга (вещества, поддерживающего и стимулирующего развитие нейронов) был повышен, а стрессоустойчивые – имели нормальный уровень этого фактора.
Чуть ранее ученые выяснили, что повышенный уровень нейротрофического фактора головного мозга наблюдался у людей со склонностью к депрессивным состояниям.
 
Как развить стрессоустойчивость
О том, является человек стрессоустойчивым или нет, часто судят по внешним проявлениям. Если он выплескивает свои негативные эмоции на людей – значит, подвержен стрессам. Держится достойно, не срывается – значит, стрессоустойчивый. Такая классификация глубоко ошибочна. Потому что само по себе умение не "выливать" свой негатив на окружающих еще не говорит о том, что человек внутренне в этот момент не испытывает чувство угнетенности, подавленности. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что человек является и тактичным, и хорошим актером, но при этом все равно вредит своей психике: замыкая стресс на себе, он рискует подвергнуться разрушающим факторам изнутри. Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированы.
Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический) и крепкий сон. В повседневной суете сует важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, пойдите в поход… Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.
 
"Без духа нет характера, без характера нет личности. Поэтому в жизни не мозг главное, а сердце. А это важно!" (С.В. Духновский, канд. психол. наук, доц. кафедры психологии развития УГПУ.)
 
Можете разработать собственную индивидуальную методику противодействия этому злу. Проблема стрессоустойчивости сегодня одна из актуальных, и по ней имеется большое количество литературы как в библиотеках, так и в Интернете. Досконально вникнув в вопрос, вы сможете воспользоваться рекомендациями, которые лучше всего подходят вам.
Конечно, бывают ситуации, когда очень тяжело, и человек чувствует, что своими силами он не справится. Но главное – есть желание побороть стресс, а это уже половина успеха. В остальном помогут специалисты, к которым нужно обратиться без стеснения.

Рекомендации педагогам:

• расходуйте свой энергорезерв аккуратно; уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра;
• избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо;
• соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали;
• чтобы не возненавидеть работу, периодически делайте перерывы;
• в выходные – забудьте о работе!
• регулярно меняйте обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.
 
Практическая часть консультации
Важно помнить, что стрессоустойчивость – это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке. Чтобы педагог не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, т. е. нужно начать с себя.
В этом помогут несколько простых упражнений.
 
Упражнение "Проблема"
Если перед вами стоит неразрешимая проблема, и вы чувствуете, что не в состоянии адекватно на нее реагировать, выполняйте упражнение "Проблема" в течение 10–15 минут.
Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя (хотя и можете быть в составе действующих лиц на экране или в зеркале). Включите в "картинку" своих ближайших друзей и родственников. Постепенно расширьте экран, помещая на него соседей по площадке, по подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, поселок или город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар – с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Еще больше увеличьте фокус зрения, посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система – одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного Космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубин бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь гигантской – вы в состоянии успешно ее решить.
 
Упражнение "В светлом луче"
Если вам кажется, что вас преследуют неудачи, и вы очень напряжены, упражнение "В светлом луче" поможет вам расслабиться. Выполнять его нужно в течение 3–5 минут. Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вокруг вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области рта, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете себя свободным, уверенным в себе и спокойным.
 
Упражнение "Прощай, плохое настроение"
Если у вас плохое настроение, вы поссорились с родными или коллегами на работе, упражнение "Прощай, плохое настроение" поможет вам освободиться от неприятного осадка и успокоиться. Возьмите лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры или краски. Расслабленной рукой рисуйте линии, фигуры и пятна на листе, отображая цветом ваше настроение. После того как весь лист будет изрисован, переверните его на другую сторону и напишите, не задумываясь, 8–10 слов, характеризующих ваше настроение. Переверните рисунок, всмотритесь в "портрет" вашего настроения, затем перечитайте его описание. После этого разорвите лист (и вместе с ним – ваше настроение) на мелкие кусочки, скомкайте и выбросьте в корзину. Больше у вас нет плохого настроения, а хорошее – не заставит себя долго ждать.
 
Упражнение "Браслет от негативных мыслей"
Бывает, что вы ловите себя на пугающей мысли: "А вдруг…? А что если…?". Гнетущие мысли – предвестники надвигающейся эмоциональной бури. От них нужно избавляться в целях профилактики стресса. "Но как? – спросите вы. – Они полностью мной завладевают, я не могу ни о чем другом думать".
Выход есть. Будем вырабатывать позитивные рефлексы.
Соорудите себе браслет из резинки – подойдет мягкая резинка для волос или обычная бельевая. Наденьте браслет на запястье и, как только в вашей голове начнет пульсировать тревожная мысль, посильнее оттяните резинку и, отпуская, скажите: "Не бывать этому!" Неприятные ощущения, которые вы испытаете, со временем полностью избавят вас от негативных мыслей. Не снимайте браслет сразу, пусть он вам напоминает о вашей победе над собственными страхами.
 
Упражнение "Полый цилиндр"
Упражнение "Полный цилиндр" может быть применено при очень сильном стрессе. Встаньте на пол, ноги поставьте на ширине плеч, руки вытяните вперед ладонями вверх. Поднимитесь на носки, прогибая спину и вытягивая руки вверх и назад. Вообразите внутри себя полый цилиндр и соберите в него все, что вас беспокоит. Обидные замечания начальника, оскорбления в общественном транспорте, конфликты в семье, ссоры с друзьями, любую несправедливость в ваш адрес необходимо мысленно поместить в цилиндр, а затем выдохнуть через широко раскрытый рот. После этого, как правило, стресс сразу же ослабевает, вы расслабляетесь и испытываете ощущение комфорта.
 
Вопросы для обратной связи:
• Узнали ли вы новую информацию?
• Сможете использовать новые знания?
• Какое упражнение было для вас самым трудным и почему?
• Что вы чувствовали, выполняя упражнения?
• Каковы ваши пожелания на следующую встречу?
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: v_p_59 (20.03.2015)
Просмотров: 1066
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Архив записей